ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

14 октября 2022 г. беседа «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ»

 

С докладом «Острые грани уголовно-экологической политики» выступит Наталья Ивановна Кузнецова – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия)

 

Очное участие: Санкт-Петербург, Наб. реки Мойки, д. 48-50-52АВ, аудитория 222 (юридический факультет РГПУ им. Герцена). Начало в 17.00

ДЛЯ ОЧНОГО УЧАСТИЯ НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ НА АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ КЛУБА (criminology_club@mail.ru) СВОИ Ф.И.О. (для оформления пропуска на проходной университета)

 

 

Выжимка из основного доклада

 

Н.И. Кузнецова (Санкт-Петербург, Россия)[1]

Острые грани уголовно-экологической политики

 

Прежде природа угрожала человеку,

а теперь человек угрожает природе.

Жак Ив Кусто

 

Опираясь на теоретические положения, разработанные представителями невско-волжской криминологической школы, следует осмыслить не всегда запрещённую уголовным законом, но требующую такого запрещения, часть всемирного зла (экологическую преступность), «основу которой образует глобальная олигархическая власть (ГОВ)»[2].

Экологическая ситуация в стране, как и во всём мире, стремительно ухудшается. Особенно остро стоят проблемы загрязнения Мирового океана. Ежедневно погибают тысячи животных, запутавшись в пакетах, выброшенных людьми, поедая пластик и попадая в сети. Морские обитатели питаются микропластиковой крошкой, принимая её за планктон, тем самым пластик включается в пищевую цепочку рыб, которыми, в свою очередь, питается человек. Сегодня пластик стал полноценным звеном в пищевой цепочке живых существ…

Многие заблуждаются, думая, что проблемы Мирового океана не имеют отношения к ним, т.к. они живут далеко от него. Вместе с тем, океан – единая среда всей Земли, покрывающая 2/3 её поверхности. Океанским фитопланктоном вырабатывается около 70 % кислорода на планете. Мировой океан влияет на погоду и климат, служит источником питания, сырья и др.

Основная трудность в решении проблемы очистки океана от мусора заключается в том, что ни одна из стран не берёт на себя ответственность за образование отходов. Кроме того, в международных договорах и соглашениях в области охраны морской среды отсутствуют чёткие формулировки понятия «вещества, загрязняющие Мировой океан».

Учитывая значимость Мирового океана для жизни людей, необходимо в главу 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» включить статью 358¹ «Загрязнение вод Мирового океана».

Ежегодно в России образуется примерно 4–5 млрд тонн отходов. Мусор представляет собой ценный сырьевой ресурс – от 40 до 80 % отходов может быть переработано. Однако несовершенство отечественных технологий, а также законодательства не позволяют в полной мере использовать этот потенциал. Сегодня практически единственным способом утилизации отходов по-прежнему является их складирование на многочисленных легальных и нелегальных полигонах

Крайне негативную роль в решении мусорной проблемы играет коррупция. Сфера обращения с отходами давно превратилась в сверхприбыльный «теневой» бизнес. В ней обращаются огромные суммы. По некоторым оценкам ёмкость мусорного рынка России превышает 2 трлн руб. Поэтому преступным группировкам, коррумпированным чиновникам, иным лицам, причастным к этому бизнесу, не выгодно ничего менять в сложившейся системе.

Важной экологической проблемой является загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами. Согласно данным ГИБДД, в РФ насчитывается около 60 млн таковых. За минувшие 10 лет количество автомобилей, находящихся у граждан, увеличилось на 65 %[3]. Вызывает тревогу ряд особенностей отечественного автопарка. Среди эксплуатируемых авто значительный процент составляют автомобили старше десяти лет[4]. Их произвели, когда эколого-технические требования не были столь жёсткими, как сегодня. В апреле 2022 г. в политике российского правительства наметились серьёзные изменения к худшему: было разрешено выпускать машины класса «Евро-0», что фактически возвращает нас к экологическим стандартам 1980-х годов. К сожалению, российские автопроизводители не в состоянии собирать автомобили более высоких экологических классов в условиях санкций (отсутствия необходимых комплектующих).

Очевидно, что следует поднимать вопрос об ограничении количества автомобилей в населённых пунктах; вводить запрет въезда на определённые территории и пользование личным транспортном в установленные дни и часы; стимулировать использование альтернативного (экологически чистого) транспорта.

Губительно для экологии ведение войн. Политики решают задачи без учёта экологических последствий применения оружия, взрывчатых и отравляющих веществ и ряда других факторов. В период военных действий вред окружающей среде наносится гораздо интенсивнее и разрушительнее, чем в мирное время. Взять хотя бы ситуацию с Запорожской АЭС: каждый день растёт риск ядерной катастрофы, при этом опасность исходит не столько от самой станции, сколько от хранилища отработанного ядерного топлива (слабозащищённого от прямых попаданий снарядов и ракет).  

Что же делать людям, чтобы не задохнуться от благ «цивилизации»? Во-первых, нужно осознать, что экологические кризисы быстро обостряются. Они представляют реальную угрозу для выживания человека как биологического вида. Во-вторых, необходимо стараться поддерживать экологическое равновесие посредством проведения грамотной экологической политики, которая, безусловно, нуждается в криминологическом обеспечении. В-третьих, следует проводить чёткую уголовно-экологическую политику. Большую часть экологических преступлений желательно перевести в более тяжкую категорию[5]. Например, ст. 259 УК РФ должна быть отнесена к особо тяжкому преступлению.

Полагаю, что наказания для экологических преступников должны быть нацелены на искоренение экологических деформаций, повышение экологической культуры. Создание специальных исправительных центров в зонах экологического бедствия именно для этой категории лиц видится весьма актуальным. Для этого различными специалистами (экологами, психологами, социологами, юристами) должны быть совместно разработаны программы, включающие обязательный просмотр видеокурсов, посвящённых экологическим проблемам, работу с экологами, привлечение их к проведению природовосстановительных мероприятий (рекультивация земель, экологическая реабилитация водоёмов, восстановление численности животных и рыб, высадка деревьев, сортировка мусора, сбор отходов в лесах, поймах рек, другие полезные для природы мероприятия).

Вопрос срочного разрешения экологических проблем – вопрос сохранения жизни на Земле.

 

 

Ждём Ваши отклики на доклад

Вы можете присылать их на адрес электронной почты Клуба: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

[1] Наталья Ивановна Кузнецова – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

[2] Шестаков Д.А. Суждения о преступности и вокруг неё. 2-е изд., исправл. и доп. Предисл. Э. Гондолф. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2020. С. 12.

[3] Сколько автомобилей в России и в Москве в 2022 году. URL:
https://avtojurcon.ru/sovety/ckolko-avtomobilej-v-rossii-i-v-moskve-v-2017-godu.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.yandex.ru%2F (дата обращения: 04.08.2022).

[4] Буранов И. На чём ездят россияне.  URL: https://www.kommersant.ru/doc/3752955 (дата обращения: 05.08.2022).

[5] Кузнецова Н.И., Милюков С.Ф. Уголовно-правовая политика в сфере экологии: современные тенденции // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. № 2 (42). С. 140–152.

Ближайшая беседа Клуба

Информация о предстоящей беседе будет размещена в ближайшее время.

Подкатегории