А.П. Данилов. ИСКУССТВО КАК ОРУДИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

При использовании материала статьи обязательна ссылка:

А.П. Данилов. Искусство как орудие преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 3 (46). С. 59–67.

 

 

А.П. Данилов

ИСКУССТВО КАК ОРУДИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Преступность искусства. Искусство воспроизводит преступления. Многочисленные его виды в нынешний век, характеризующийся всеобъемлющим охватом всей человеческой цивилизации средствами контроля и управления глобальной олигархической власти (ГОВ), используются ею в качестве средств совершения преступлений.

Отметим, что под преступлением в преступностиведении понимается виновное деяние, представляющее для общества значительную опасность, безотноси­тельно к признанию его в качестве такового законом [13].

Разложение нравственности, культуры, развитие страхов в обществе, преступное управление им де-факто, в криминологическом смысле являются преступлениями – против здоровья населения и общественной нравственности. Они препятствуют нашему развитию в здоровом ключе, а значит, и существование человечества ставится под большой вопрос. А это ГОВ и нужно. Она этому способствует.

Какие же виды искусства наиболее часто выступают в качестве средств совершения вышеуказанных преступлений? Попробуем разобраться с искусно созданной проблемой.

Литература как орудие преступления. Руке великого немецкого поэта И. Гёте принадлежит точная образная фраза: «Роман – субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом». Некоторые авторы не столько имеют собственный лад, сколько выполняют заказ.

Проверенным не одну тысячу раз принципом «разделяй и властвуй» руководствуются как в политике, так и в преступной сфере. Идеологическое разделение людей, возбуждение между ними вражды по признаку «свой – чужой» в масштабах всего мира осуществляется ГОВ достаточно часто. В помощь – литература. Например, религиозные книги, статьи, разжигающие межрелигиозную, межнациональную рознь.

В России на основании судебных актов подобные источники включаются в Федеральный список экстремистских материалов. Так, книга турецкого писателя, ныне проживающего в США, бывшего имама, проповедника Фетхуллаха Гюлена «Сомнения, порождённые веком» (два тома) решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 21 марта 2012 года признана экстремистской.

В 2013 году журналом «Тайм» этот автор включён в число 100 самых влиятельных людей мира. В самой Турции ещё в 2014 году в отношении Гюлена заведено уголовное дело по обвинению в попытке совершения государственного переворота. Его бывший генеральный советник, Нуретдин Верен, порвавший с обществом «Хизмет», возглавляемым Гюленом, написал книгу о преступной деятельности этой организации. В книге он приводит факты, подтверждающие получение Гюленом денег от американских спецслужб. По мнению ряда турецких аналитиков, именно согласие Гюлена на сотрудничество с ЦРУ, которое он дал ещё до распада Советского Союза, предопределило успех возглавляемой им организации. На сегодняшний день она имеет около 1400 школ в более чем 140 странах, открытых сторонниками движения, собственные СМИ, крупные вложения в финансовый сектор, сеть медицинских клиник.

Не стоит забывать и о не запрещённых книгах, тем не менее, наносящих серьёзный скрытый удар по мировым скрепам: морали, нравственности, межнациональному пониманию. К таковым, например, можно отнести трилогию шведского автора Стига Ларсона «Миллениум». За интересной подачей детективного материала скрывается сильное психологическое воздействие на сознание людей: у читающих развивается страх, неприязнь, ненависть в отношении русских как народа.

В ходе развития сюжетной линии выясняется, что главная героиня романа – девушка-хакер Лисбет Саландер – по происхождению русская, а её родители – члены преступного сообщества, вдобавок страдающие отталкивающими неизлечимыми заболеваниями. Именно это заболевание позволяет им не чувствовать боль. Так С. Ларсон духовную силу нашего народа, помогающую стойко переносить многие тяготы, фактически укрывает от читателя, выдвигая для её объяснения страшную болезнь. Подобная подача материала – очернение определённого народа, будь то русские или китайцы – очень часто используется в глобальной литературной индустрии.

Поддержка данной продукции осуществляется на международном уровне путём присуждения её авторам различных премий, перевода книг на иностранные языки, продвижения их продаж по всему миру, экранизации крупнейшими кинокомпаниями. Большинство из них находятся в США и все под контролем ГОВ.

Театральные постановки как орудие преступления. «Театр уж полон; ложи блещут». И театральная сцена нынче употребляется для совершения преступлений. Сегодня, до похода в Мариинский, стоит ознакомиться с тем, в какой версии идут спектакль, опера или балет. По нашему мнению, очень немногие осовремененные постановки заслуживают внимания зрителя. Даже наоборот: зрителя от них стоит беречь! Когда во время исполнения оперы «Война и мир» на новой сцене Мариинского театра главные герои в соответствии с замыслом режиссёра начинают принимать наркотики, ноги сами собой несут зрителя из зала прочь.

Подобная ужасающая ситуация наблюдается не только в российском театральном мире. Искусство, как и литературу, превратили в средство разложения нравственности. Международный театральный фестиваль «Высокий сезон» в Жироне среди спектаклей имеет и такой, как «Из контекста – Пине». В нём, по словам постановщика Алена Плателя, исследуется «язык движения, выражающего бессознательное, произвольное и неконтролируемое. За 90 минут каждый танцор раскрывает что-то в себе и своей личности. Мы хотели понять, что же делает человека человеком». Однако за легендой о познании самого себя не удаётся скрыть всё то же разложение нравственности: на протяжении полутора часов по сцене прыгают, изгибаясь в невероятных позах и неподобающе двигаясь, мужчины и женщины, одетые в плавки и купальники соответственно.

На первый взгляд удивительно, что подобное безобразие активно показывают на своих площадках известные театры. Но понимая, что такие постановки очень хорошо финансируются, поддерживаются, рекламируются, навязываются нам глобальной властью, удивление улетучивается, и на его место приходит глубокая печаль – о нашем будущем.

Музыкальные произведения как орудия преступления. Музыкальное искусство оказывает огромное влияние на молодое поколение, которое, в абсолютном большинстве, выбирает себе кумиров из числа звёзд эстрады. С его помощью поп-идолы могут формировать мировоззрение несовершеннолетних, вкладывать в неокрепшие головы, что принимать наркотики, иметь беспорядочные сексуальные связи и т.п. – это правильный образ жизни. Музыкальная поп-культура – мощное идеологическое средство, которым должно управлять государство, ведя общество вперёд, а не ГОВ, несущая нас в пропасть.

Появление рок-музыки в 1950-х годах вызвало психическую травму у целого поколения, а она привела к значительному росту числа самоубийств, породила наркоэпидемию и «сексуальную революцию». Среди рок-исполнителей, выступающих в качестве орудия преступной деятельности, в первую очередь, необходимо выделить всемирно известную британскую группу «Битлз».

Как отмечает Д. Колеман, «от публики тщательно скрывался тот факт, что музыку и тексты для «Битлз» писал Тео Адорно – немецкий философ, социолог, композитор. Основная функция «Битлз» состояла в том, чтобы их «открыли» подростки, на которых затем обрушивался непрерывный поток «битловской музыки» до тех пор, пока у них не вырабатывалось убеждение, что эти звуки им нравятся, в результате чего они принимали и эту музыку, и всё, что с ней связано. Ливерпульская группа оправдала возлагаемые на неё ожидания, так как с помощью скрытой рекламы наркотиков создала новый класс молодых американцев.

Тинэйджерам и в голову не могло прийти, что все «нетрадиционные» ценности, к которым они стремятся, были разработаны учёными в мозговых центрах Англии и США. Молодёжь была бы потрясена, обнаружив, что большая часть их «клёвых» привычек и выражений специально создана группой социологов. Употребление наркотиков стало составной частью повседневной жизни в Америке. Созданная Тавистокским университетом программа была подхвачена миллионами молодых американцев, и старшее поколение начало думать, что Америка подверглась естественной социальной революции, будучи не в состоянии уразуметь, что перемены в их детях – не спонтанный процесс, а результат искусственных воздействий с целью изменения социальной и политической жизни Америки» [3]. Заметим, что не только Штатов, но и в последующем всего мира.

Увлечение молодёжи наркотиками, привитие ей развратного образа жизни в качестве образца – не единственные пагубные последствия деятельности «Битлз». Эта музыка подрывала христианские основы в целом. В 1968 году ливерпульская четвёрка выпустила «Дьявольский белый альбом», включавший, среди прочего, произведения: «Революция номер один» и «Революция номер девять» – рок-музыка стала на широкий путь дьявольского совращения, открыто призывая служить Сатане.

Очень схожие по идеологическому воздействию музыкальные коллективы начали возникать вскоре вслед за появлением «Битлз»: «Роллинг Стоунз», «Кисс» – панк-группа, восхваляющая насилие, садомазохизм, половые извращения, «Лед Зеппелин», «Ху», «Слэйер» и многие другие.

М. Светлов сравнивает рок-музыку с духовным наркотиком и средством служения дьяволу: «Ритм, частота чередования света, нагромождение звуков – всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное перелицовывание, на слом механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм... приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15–30 герц), то способен вызвать у человека экстаз. При ритме же, равном двум ударам в секунду и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому» [10].

Но не только рок-музыка может нести в себе преступный заряд. Привыкание к определённому воздействию ослабляет необходимый ГОВ разрушительный эффект. Поэтому в поддержку и в определённой степени на смену року был брошен рэп. Сегодня у молодёжи он пользуется большим спросом. Он – современный музыкальный язык молодого поколения.

Криминогенность, скрытая в этом музыкальном направлении, выявляется представителями невско-волжской криминологической школы. Так, положительным примером правильной гражданской позиции в отношении преступного музыкального искусства является обращение Г.В. Зазулина к депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Игорю Матвееву с заявлением о недопустимости трансляции видеоклипа «Легалайз» в исполнении Кирилла Толмацкого (Децл).

«Текст песни и видеоряд рекламируют курение марихуаны и легализацию наркотиков. Исполнитель, являясь кумиром большой части молодёжи, пользуется исключительным авторитетом, что повышает степень воздействия наркотической пропаганды. С экрана телевизора утверждается, что марихуану курят все слои населения, но вынуждены делать это скрытно, поскольку сейчас употребление наркотиков преследуется законом. В скором будущем ситуация изменится и курить марихуану можно будет свободно, так же как употреблять алкогольные напитки сейчас. Предлагается объяснить родителям, что это нормально. В качестве примера людей, употребляющих наркотики, приводятся популярные телеведущие (с указанием передач), политики и влиятельные особы. Автор предлагает объединиться с целью легализации наркотиков, показывая наркотические препараты на прилавках магазинов, напрямую ассоциируя их с продуктами питания.

В 4-х минутном видеоряде 43 раза появляется кадр с изображением листа каннабиса и надписью «LEGALISE». Показ кадра на время 1/15 сек. воздействует на психику с эффектом 25-го кадра. В клипе напрямую не упоминается название наркотика, но в сочетании с видеорядом идея композиции исключает двусмысленное толкование» [2, с. 32–33].

Властные органы отреагировали, и по результатам проверки было подготовлено предостережение прокуратуры города телеканалу «СТС-Петербург», показывавшему клип, о недопустимости нарушения законодательства.

На данном примере хорошо видно, насколько важно верное криминологическое осмысление преступного воздействия музыки на молодёжь. В Китае отлично понимают, какой вред наносит глобальная музыкальная индустрия, развиваемая ГОВ, культуре Поднебесной. В 2011 году Министерство культуры Китая запретило размещать в сети интернет около 100 популярных песен, в том числе таких известных американских исполнителей как Леди Гага, Бейонсе, групп «Бэкстрит Бойз», «Тэйк Зет». Мотивировка запрета – их произведения могут повредить государственной культуре. По нашему мнению, такие действия китайского правительства являются хорошим примером для использования в России.

Фильмы и развлекательные телепередачи как орудия преступлений. Люди заражены Голливудом. От поколения к поколению наблюдается сокращение числа читающих людей. Население переходит к более простым формам получения информации, досуга. Фильмы и телепередачи оказывают существенное влияние на аудиторию. Так называемые визуальщики, число которых день ото дня растёт, информационно подпитываются через просмотр того или иного сюжета.

ГОВ старается, чтобы настоящее, здоровое отбрасывалось в сторону, постепенно забывалось, а разлагающее выдвигалось на первый план, широко распространялось в массах, в первую очередь, среди молодёжи. Особенно удобны для достижения такого результата различные телепередачи.

О том, что фильм, телепередача или иная телепродукция преступны с криминологической точки зрения, мы можем говорить, если они направлены на разложение нравственности, управление общественным мнением, осуществляемое с причинением существенного вреда интересам общества, развитие страхов в нём.

Главная задача фильма, по замыслу ГОВ, – направить в нужное русло общественное мнение. Очень часто итогом этого становится формирование у людей образа врага. Вспомним, что чаще всего в американских фильмах враг идёт с Востока. Создав нужные представления, добившись общественной поддержки, можно безбоязненно совершать преступления: скажем, начинать новую войну. Примерами этому служат агрессии против Ливии (2011), попытки развязать агрессивную войну против Сирии (2014 год – по настоящее время).

Крупнейшие в мире кинокомпании, такие как «Двадцатый век Фокс», «Метро-Голден-Майер», «Уорнер Бразерс», принадлежат представителям ГОВ. Производимая ими продукция во многом зависит от постановки задач на её изготовление спецслужбами США. Большое число фильмов, от которых их спонсорами ожидается успешный прокат по всему миру, наполняют содержанием, заданным режиссёру идеологами ГОВ и соответствующих спецслужб. Так создаётся общественное мнение, нужное мировой олигархии.

В 2015 году на сайте «Викиликс» были размещены документы кинокомпании «Сони Пикчерс», украденные хакерами: около 30 тысяч файлов и 170 тысяч электронных писем, указывающих на особый союз Голливуда и Государственного департамента США. Например, заместитель госсекретаря США Ричард Стенгель просит генерального исполнительного директора «Сони Пикчерс» Линтона подключиться к пропаганде, особо выделяя при этом ИГИЛ (организация запрещена в РФ) и Россию. «Как вы знаете, у нас много проблем в комментировании действий ИГ на Ближнем Востоке, а также России в Восточной Европе. И это не то, что Госдепартамент может решить собственными средствами. Я хотел бы созвать группу руководителей СМИ, которые помогут нам продумать наилучшие способы решения этих трудностей», пишет Р. Стенгель.

«Пусть это будут Джеймс Мёрдок, Дрю Гафф, Дэвид Голдхилл, я, Энди Бёрд из «Дисней» и бывший глава «Тёрнер» Фил Кент. Этого будет достаточно?» спрашивает Майкл Линтон, перечисливший первых лиц почти всех крупнейших кинокомпаний Голливуда, в том числе, «Двадцать первый век Фокс» [8]. О том, как киноиндустрия может создавать фиктивную реальность, ещё в 1997 году сняли картину «Виляя собакой».

Популярные во всём мире, в том числе России, фильмы про Джеймса Бонда, непобедимого шпиона, кумира миллиона женщин, каждый раз выставляют русских в дурном свете: они злые, вечно пьющие, состоят в криминальных кругах, готовятся напасть на США или другую страну. Другой пример – известный многосерийный фильм «Американцы». Его сценарист и исполнительный продюсер Джо Вайсберг – бывший сотрудник ЦРУ. По сюжету фильма в 1980-е годы под видом обычной американской семьи в пригород Вашингтона заселяются офицеры КГБ. В сериале мы часто видим русских, представляемых жестокими, сотрудничающими с мафией. И подобных фильмов в мировом кинопрокате не один десяток.

Не стоит думать, что только россиян ГОВ желает показать мировому сообществу в плохом свете. В зависимости от геополитической ситуации объектами преступной киноиндустрии становятся и другие народы: афганцы (Опиумная война), иранцы (Операция «Арго»), китайцы (Час пик-2).

ГОВ через фильмы также активно проводит преступную идею построения глобального государства. Примером такой картины может служить фильм Д. Охайона «На перепутье» (2013). Кроме того, она насыщена спецэффектами, программирующими человека на нужное режиссёру восприятие материала.

Да, нужно признать, фильм богат и важными здоровыми идеями. Однако главная его цель склонить людей к принятию мирового правительства, созданию «глобальной семьи». Оправдание тому, в том числе, то, что национальные руководители, якобы, не могут контролировать ситуацию в своих государствах. Ещё одним доводом в пользу единого мирового государства приводится необходимость объединения человечества для решения экологических и социальных проблем.

Выдержка из фильма: «Западный мир уже не имеет стойких связей между людьми. Связь между особями есть у животных и у так называемых примитивных народов. Запад эту связь потерял из-за сильной эгоистической ориентации». Народы, составляющие наше государство, напитываясь западными идеями, «достижениями» также её теряют. Не стоит бездумно копировать чуждые «ценности». Нам нужны разумные культурологические, нравственные, религиозные барьеры-фильтры.

23 октября 2017 года в Мариинском театре прошёл премьерный показ фильма «Матильда», в котором его режиссёром А. Учителем представлено своё видение некоторых страниц из жизни Николая II, в том числе отношения c балериной Матильдой Кшесинской. Вызывает глубочайшее сожаление, что в год столетия со дня колоссальной трагедии для нашей страны и её народа – революции 1917 года, унёсшей жизни миллионов людей, на государственном уровне об этом политическом преступлении ничего не говорят.

Наоборот, нам цинично подсовывают зрелище, направленное на дальнейшее идеологическое разложение общества, – картину А. Учителя. Символизм в преступном порядке действий налицо: физическая расправа над семьёй монарха – первый шаг на пути истязания России, второй – последовавшие за крушением Российской империи тысячи преступлений против нашего государства и его народа. Как отмечает Д.А. Шестаков, «на счету у главарей большевизма поражение России в Первой мировой войне, физическое уничтожение цвета русского общества, тягчайшие злодеяния, начиная с убийства царской семьи…» [12, с. 144]. Спустя век глумление над последним императором России перешло в духовную плоскость.

Роль Николая II, причисленного к лику святых, играет немецкий актёр Ларс Айдингер, известный также по многочисленным порнофильмам. Уже от этого появляется ощущение, что ритуальное убийство царской семьи [1], совершённое в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге, не дало успокоения лицам, из столетия в столетие проявляющим свою патологическую ненависть к России. Они продолжают издеваться над образами и чувствами, имеющими большое значение для нашей страны. 

Руководство же государства, по всей видимости, пособничает такой деятельности. Иначе как объяснить тот факт, что на съёмки фильма, не выдерживающего исторической и нравственной критики, из государственного бюджета было выделено 200 000 000 рублей.

Но всё же, снять фильм – дело не быстрое. Поэтому в целях оперативного реагирования на те или иные события для нужного ГОВ их освещения используются телевизионные шоу. Например, американская сатирическая программа «Дейли шоу» сфокусирована именно на политике. В гостях у передачи был и президент США Барак Обама. Неугодные ГОВ политики умело высмеиваются в эфире. Обществу скрыто указывается от кого нужно отвернуться, а на кого ориентироваться.

Также телевизионные программы крайне эффективно применяются в целях разложения нравственности. Так называемое реалити-шоу «Большой брат», вышедшее в Голландии в 1999 году, стало, как мутирующий вирус, распространяться по всему миру: во многих европейских странах появились аналогичные передачи. В России схожий проект получил название «Дом-2». С 2004 года он транслируется на канале ТНТ, разрушая институт семьи, психику молодёжи. 28 июля 2009 года Пресненский суд Москвы вынес постановление о запрете показа телепередачи в «детское время»: с 4 часов утра до 11 вечера, однако уже в 2010 году дневные выпуски были восстановлены. Право на трансляцию этой передачи продаётся во многие страны мира. Недалеко от «Дома-2» «ушли» и другие шоу канала ТНТ.

Преступное управление через массовые мероприятия. Значительное преступное воздействие на общество могут оказывать художественные выставки, а также такие массовые мероприятия как флешмобы, которые с определённой условностью можно назвать современным видом искусства. Их разновидностями являются фаршинг, политмоб, социомоб, флеш-робинг и другие.

Флешмоб (от англ. «flash mob», дословно – мгновенная толпа) – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется при помощи средств связи (в основном это Интернет) [9].

Считается, что движение флешмобов появилось в октябре 2002 года после выхода книги социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция». В своей книге автор высказал мнение, что для самоорганизации люди будут использовать новые коммуникационные технологии. Проведение первого флешмоба было намечено на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке. Но заранее предупреждённая полиция не допустила его. Вмешательство полиции показывает, что флешмоб – не безобидная акция, как её пытаются показать организаторы подобных мероприятий. Он опасен тем, что это – акция протеста, выдаваемая за выражение созидательных устремлений, положительного настроя у участников организованных массовых действий. Поэтому молодёжь легко идёт на подобные мероприятия [7].

Явление флешмоба как бы само собой распространилось по всему миру, стало модным у молодых людей, на которых, в первую очередь, и рассчитано. На психологическом уровне ставка делается на раскрепощение человека в толпе, в нём в большей мере начинают проявляться животные инстинкты, а, значит, запретное становится дозволенным. Куда толпа – туда и я. Флешмоб порождает эффект изменённого сознания, похожий на действие психотропных веществ.

Принципы, положенные в основу флешмоба, обманчивы: заявляется, что данные акции проводятся спонтанно, при отсутствии централизованного руководства, однако на практике всё иначе. Мероприятие хорошо планируется, готовится, и управляют им конкретные руководители, направляя большое число людей к достижению определённой цели.

Как отмечает С. Пузырёв, у флешмоба всегда есть организатор, управляемый теневым режиссёром. Принципы организации флешмобов входят в программы подготовки террористов и провокаторов, поэтому спецслужбы противодействуют таким проявлениям неадекватных действий управляемой толпы. Говорить и писать о флешмобе можно бесконечно, пытаясь изыскать в нём какую-то полезность, называя его уникальным и удивительным явлением, в один миг объединяющим толпу. И вряд ли пропагандирующие такие массовые выступления сами осознают, что являются инструментом манипулирования массами народа. На это указывает само направление флешмоба, рассчитанное на формирование у прохожих ощущения тихого помешательства [7].

Одной из разновидностей флешмобов является флэш-роб (от англ. «flash rob» ограбление-вспышка, так же употребляется, как «multiple offender crime» «преступления с вовлечением множества правонарушителей») заранее спланированная массовая акция с целью совершения преступных действий, таких, как грабежи, разбои, массовые погромы супермаркетов, а также избиение и травля прохожих, организованная молодёжью с использованием социальных сетей и мессенджеров. Данный феномен приобрёл международную известность в 2011 году [9].

Марк Лири, профессор психологии и неврологии в университете Дьюка, указывает на то, что большинство эпизодов «флэшмоб бандитизма» включают в себя преступления с использованием насилия, прибегание к которому не типично для обыденной жизни многих из тех лиц, кто совершил подобные деяния во время флешмоба [4]. Доктор Линда Килз проводит параллели между «флешмоб бандитизмом» и движением «окупай» и предполагает, что по мере увеличения распространённости социальных сетей вероятность использования флешмобов в политических и криминальных целях будет возрастать [9].

Как пишет И.В. Юхно, флешмоб отражает идею создания самоорганизованного, не иерархического общества равных и свободных людей, в котором свои взгляды может выразить не только оппозиция, но и лица, ограниченные в социально-экономическом плане, сексуальном и расовом отношении. Он становится опасной технологией для правящей власти. Нарастание гражданской активности в форме флешмобов активизирует пассивное население и создаёт возможности для противостояния властным структурам. Публичной же ареной, где конструируется актуальный социально-политический дискурс, вырабатываются основные принципы и элементы предстоящей флешмоб-акции, является Интернет, позволяющий объединять большие массы людей, расположенных в различных пространственных координатах. Если политически ориентированные флешмоб-акции примут систематический характер, тогда флешмоб, как стратегия борьбы за политические ресурсы, обретёт реальный политический вес [14].

С точки зрения американского руководства по психологическим операциям, сообщение в политическом дискурсе должно быть комбинацией развлекательной, информационной и убеждающей составляющих [6, с. 11]. В флешмоб-акциях все эти компоненты представлены. Интернет, будучи планетарной информационной магистралью, превращает такие технологии, как флешмоб, в инструмент борьбы за политическое влияние, поэтому на сегодняшний день сетевые структуры становятся наиболее привлекательной ареной для использования так называемой «мягкой силы» – процессов ненасильственного, символического манипулирования общественным сознанием [5, с. 43].

В 2016 году на 5-м Всебелорусском народном собрании Президент Белоруссии А. Лукашенко дал соотечественникам наказ: «Наша жизнь в простом. Надо раздеваться и работать. До седьмого пота. Не будет этого – погибнем». После этого выступления в социальных сетях начался провокационный флешмоб под девизом (хэштегом) «#раздеватьсяиработать». Сотни людей стали публиковать свои фотографии, на которых запечатлены полуобнажённые и обнажённые люди, якобы занимающиеся трудовой деятельностью.

В том же году в Колумбии 6 тысяч человек – участников флешмоба – разделись прямо на площади, примыкающей к зданиям Конгресса Колумбии, Ратуши и Верховного суда, для американского фотографа Спенсера Туника, тем самым, будто бы, выступая за мир во всём мире. Люди стояли нагие при температуре воздуха +7 градусов. Сам же Туник заявил, что его цель состояла в том, чтобы просто показать тело, как прекрасный органический объект, трансформирующий пространство. Подобные мероприятия де-факто являются преступными, так как разлагают наше общество.

Растлевающий эффект дают и другие преступные в криминологическом смысле мероприятия – «художественные» выставки. Так в 2007 году в Париже впервые открылась выставка «Зизи сексуэль» (Zizi sexuel), содержание которой, предназначаясь для детей от 9 до 14 лет, представляет собой собрание многочисленных откровенных сцен половых сношений, под предлогом того, что «подростки озабочены вопросами секса». Вход на выставку – самостоятельно, с родителями или классом. На ней дети могли увидеть, как занимаются любовью, самостоятельно сымитировать французский поцелуй – на манекене, поиграть со специальной машиной, запуская через устроенное в ней влагалище игрушечный сперматозоид, вызвать эрекцию у манекена, нажимая на педаль, вдохнуть интимные запахи, познакомиться с презервативами разнообразных модификаций, задать в тёмной комнате, куда взрослым вход был запрещён, любые интересующие их вопросы по половой теме.

В 2012 году в «Гельман галерее», расположившейся в московском Центре современного искусства «Винзавод», прошла выставка современного «искусства» под названием «Духовная брань». На ней были представлены стилизованные под иконы картины с изображёнными на них участниками небезызвестного коллектива Пусси Райот.

По поводу данной выставки Секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил: «Это мероприятие не имеет отношения к искусству и является актом безжалостного террора по отношению к русской культуре» [11]. С приведённой оценкой мы полностью согласны.

Стоит отметить, что своей основной задачей в просветительской деятельности «Гельман галерея» ставит противодействие ретроградной, псевдопатриотической идеологии и распространение демократических и прогрессивных художественных идей и тенденций. В действительности от галереи веет идеологией разрушения. На её официальном сайте сказано, что она переносит акцент на широкую и последовательную пропаганду российского искусства за рубежом. Каких результатов ждать от представления галереей по миру выставок типа «Родина», на которой показывались инсталляции православных храмов, выполненные из медицинских клизм, а куполов – из бюстгальтеров?

В сентябре 2016 года в Москве в Центре имени братьев Люмьер проходила выставка Д. Стерджеса «Без смущения». Общественности представили фотографии с обнажёнными детьми. Автору фотокарточек не раз приходилось оправдываться и у себя на родине – в США. В основном из-за обвинений в непристойности, в том числе, вследствие эксплуатации темы подростковой сексуальности. После широко разгоревшегося скандала, в котором приняло участие большое число представителей общественных организаций, а также отдельные государственные деятели, выставку закрыли.

Сравним нравы нынешние и прежние: в XIX веке найти натурщицу в России было практически невозможно. Поэтому К. Брюллов для написания картины «Вирсавия», напомним, на ней изображена обнажённая женщина, был вынужден поехать в Италию. А что мы имеем сегодня?

 

 

Пристатейный список литературы

 

1.     Данилов А.П. Кущёвка. Миф и реальность // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 2 (21). С. 71–78.

2.     Зазулин Г.В. Толерантность к наркореальности как проблема криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 31–34.

3.     Коулман Д. Комитет 300. М., 2011. 320 с.

4.     Лири М. Почему люди принимают участие в совершении насильственных действий во время флешмобов. URL: https://today.duke.edu/2011/08/tip-flash-mobs (дата обращения: 18.09.2017).

5.     Пономарёва Е. Секреты «цветных революций». Современные технологии смены политических режимов // Свободная мысль. 2012. № 1/2.

6.     Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: «Рефл-бук», 2000.

7.     Пузырёв С. Флешмоб: манипуляция или организованное хулиганство? URL: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-57647/ (дата обращения: 18.09.2017).

8.     Сайт «Викиликс». URL: https://wikileaks.org/sony/press/ (дата обращения: 17.09.2017).

9.     Сайт Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб (дата обращения: 18.09.2017).

10.  Светлов М. Газета «Русь державная».  – 1995 год. – № 17–18.

11.  Чернов И., Журба Н. Как казаки на выставку ходили. URL: https://vz.ru/society/2012/9/20/599063.html (дата обращения: 18.09.2017).

12.  Шестаков Д.А. Криминология. Новые подходы к преступлению и преступности. Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменившемся мире. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

13.  Шестаков Д.А. Криминология: преступность как свойство общества. Краткий курс. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Издательство «Лань», 2001.

14.  Юхно И.В. Флешмоб как современная стратегия политического участия. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1411737914 (дата обращения: 23.09.2017).