А.П. Данилов*
РОдолюбие спасёт мир
Вот скажи мне, американец, в чём сила, разве в деньгах?
Вот и брат говорит, что в деньгах…
У тебя много денег и чего?
Я вот думаю, что сила в правде!
У кого правда, тот и сильней!
Сергей Бодров (младший)
(Герой С. Бодрова из к/ф «Брат-2»)
Основные причины преступности.
Нельзя не согласиться с Д.А. Шестаковым в том, что основными причинами воспроизводства преступности в России и мире являются:
1. Противоречие между потребительством и духовностью, проявляющееся в ослаблении национальной идеи.
2. Противоречие между бедностью и откровенно украденным у народа богатством при отсутствии среднего зажиточного слоя.
3. Противоречие между властью, слившейся с олигархией, и большинством населения.[1]
Кроме вышеуказанных причин-противоречий, отмечу и межнациональные противоречия, взращиваемые и искусно используемые для провокаций межнациональных столкновений, разрушения национально-культурных общностей (идентичностей) народов, в том числе через очернение идей патриотизма и национализма.
Коротко о термине «национализм».
Говоря о межнациональных противоречиях нельзя пройти мимо понятия «национализм». По-моему мнению, данный термин в современной России почти полностью дискредитирован и приравнен к таким понятиям как фашизм, нацизм, расизм, шовинизм. Сущностное содержание термина «национализм», в зависимости от временной и территориальной принадлежности крайне различно: от объективно положительного до крайне отрицательного.
Иностранные источники, в целом, говорят о национализме как о благотворной идее. Энциклопедия Британника (Encyclopaedia Britannica) определяет «национализм» как идеологию, базирующуюся на представлении о том, что индивидуальная верность и преданность национально ориентированному государству имеет приоритет перед остальными индивидуальными или групповыми интересами.[2]
Стэнфордская энциклопедия философии (Stanford Encyclopedia of Philosophy) национализмом называет: 1) Мировоззрение, свойственное представителям единой нации, согласно которому последние небезразличны к своей национальной идентичности; 2) Действия, предпринимаемые представителями единой нации в целях достижения (или поддержания) национального суверенитета.[3]
Однако на отечественном пространстве термин «национализм» всё больше приобретает тёмный окрас, наполняется отрицательным смыслом, представляется разрушительной идеологией. В Толковом словаре С.И. Ожегова «национализм» определяется как: 1) Идеология и политика, исходящая из идей превосходства и противопоставления своей нации другим; 2) Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.[4]
В.В. Путин и Д.А. Медведев национализм считают одной из важнейших угроз государству и в своих заявлениях обещают положить конец этому явлению.[5]
Своё собственное определение национализму дал Юрий Евгеньевич Козенков – прекрасный писатель, публицист, учёный-экономист, аналитик, настоящий патриот своей страны, автор романов «Убийцы России», «Схватка за власть» и многих других, неожиданно, при весьма странных обстоятельствах, ушедший из жизни в 2007 году.[6] Национализм он определяет как естественное осознание своей генетической, исторической и культурной принадлежности к своему народу и своей Родине, любви к своей истории, к своей культуре, к своим традициям и среде обитания. А отсюда вытекает естественный вывод. Быть националистом – это не только высший долг каждого гражданина своего Отечества, но и его святая обязанность перед своим народом, если он не предатель и не враг этого народа.[7]
Таким образом, складывается ситуация, когда в мировой зарубежной практике национализм признаётся положительной для государства и общества идеологией, а в России на государственном уровне – приравнивается к преступной.
Русским есть, у кого национализму поучиться.
Когда власть высказывается о национализме подобным образом мне всегда вспоминается могучая еврейская нация, по-моему мнению, и тому подтверждением большое число фактов, самая националистичная нация в мире. Евреи, в основной своей массе, уважают свою культуру, строго чтут религиозные каноны, почти не допускают ассимиляции, отслеживают «чистоту крови», всегда национально обособлены, проводят чёткую линию между евреями и неевреями. В своём национальном единении им в современном мире равных нет!
Для укрепления своей национально-культурной обособленности по всему миру, в том числе и в России, ими создаются исключительно национальные специализированные конгрессы, организации, агентства (ВЕК, РЕК, КЕРООР, ВСО, Международное агентство для Израиля и многие др.), общины, детские лагеря, культурные центры (Шофар и др.) и просветительские общества (ЕСОД, Шалом и др.), объединения (Еврейская национально-культурная автономия РФ и др.), научные и спортивные центры, киноклубы, благотворительные и общественные фонды (Еврейский национальный фонд, Хесед Сара, Хесед Рахель и др.), школы (только в Москве 7 национальных еврейских школ), ВУЗы («Махон Хамеш» и др.), религиозные образовательные учреждения, ассоциации евреев-инвалидов, еврейские средства массовой информации (МЕГ, журнал «Русский еврей» и др.).[8]
Подготовка еврейских национальных кадров, мыслящих исключительно националистично, на высоте. Русскому народу в этом отношении есть, у кого национализму поучиться!
Одним из идеологов еврейского национализма является главный раввин России Берл Лазар, который серьёзно озабочен тем, что ещё не во всех регионах Российской Федерации евреи гордятся своим происхождением: «Несмотря на то, что в Москве уже модно говорить открыто, что ты еврей, к сожалению, на периферии это ещё не так модно, как хотелось бы», – сказал раввин, давая старт еврейской этнографической экспедиции, в ходе которой по разным городам нашей страны будут разъезжать мобильные синагоги.
По словам Лазара, цель этой поездки – сделать так, чтобы во всех уголках России евреи гордились своим происхождением. То же самое, считает он, касается и других народов России – все они должны гордиться своими корнями. «Люди уважают тех, у кого есть гордость за свою национальность», – подчеркнул раввин.[9]
Даже в местах лишения свободы еврейские наставники проводят соответствующую воспитательную работу с евреями, отбывающими наказание. Арон Гуревич – раввин, руководитель Военного совета Федерации Еврейских Общин России – договорился с руководством Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ленинградской области о том, чтобы представители еврейской общины могли посещать евреев, отбывающих наказание на территории Ленобласти, с целью активного участия в воспитательной работе данной категории заключённых. Раввинат имеет постоянно обновляющуюся базу данных по евреям, отбывающим заключение в РФ, таким образом, географию данной деятельности предполагается расширить.[10] Кроме того, в исправительных учреждениях УФСИН открываются молельные комнаты и синагоги.[11]
Возвращаемся к родному.
«Величие, могущество и богатство всего государства (российского) состоит в размножении русского народа» ещё в 1761 году в письме к генерал-адъютанту Ивану Ивановичу Шувалову писал Михаил Васильевич Ломоносов. И сейчас во власти Шуваловы, да Ломоносовых при современной преступной политике государства в отношении русского народа[12] уж не родится…
Показательно, насколько схожи по поводу национализма и его положительной роли для народа и государства мысли русских людей, внёсших колоссальный вклад в дело успешного развития нашего Отечества, каждого из которых без преувеличения можно именовать Великим:
Дмитрий Иванович Менделеев, химик, физик: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить».
Лев Николаевич Толстой, писатель: «Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости».
Пётр Аркадьевич Столыпин, премьер-министр Российской империи: «Народ, не имеющий национального самосознания, – есть навоз, на котором произрастают другие народы».
Александр Степанович Попов, изобретатель радио: «Я всегда гордился тем, что я родился русским».
Иван Петрович Павлов, академик, физиолог: «Наука имеет Отечество, и учёный обязан его иметь. Я Русский! И моё Отечество здесь, что бы с ним не было».
Александр Васильевич Суворов, полководец: «Мы русские – какой восторг!».
Александр III, Государь-Император: «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живёт на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ».
Для сохранения целостности государств, в том числе и России, а если говорить глобально – мира на планете, самого человечества – необходимо противодействовать наиболее опасному уровню преступной деятельности – планетарной олигархической преступной деятельности.[13] Наша сила в правде… И мы должны говорить! Больше всего представители этой преступной страты боятся именно правды и национализма, который более правильно называть родолюбием.
Родолюбие – осознание принадлежности к своему народу, его культуре, земле и основанное на нём глубокое уважение и почитание родителей, народа, Родины. Понятие родолюбие может и должно стать заменой терминам, не имеющим отношения к исконной русской культуре, таким как «национализм», уже достаточно дискредитированному, и «патриотизм». Родолюбие по своей духовной, моральной, нравственной, социальной сущности является антикриминогенным фактором.
Антикриминогенность родолюбия заключается в естественном формировании у человека душевного состояния, когда совершение противоправных поступков становится противным его внутреннему духовному мировоззрению, основанному на осознанном понимании невозможности и недопустимости преступного, которое претит ему, как уважающему себя, свой народ, культуру, понимающему, что всё это он предаёт, совершая запретное деяние.
Как пишет Д.А. Шестаков, духовно-нравственная сфера может противостоять преступности, если она имеет сплачивающую население национальную идею, включающую в себя осознание прошлых достижений и общей грядущей цели, связанной с обретением достойного места в мировом пространстве. Для становления данной идеи требуется осознание давних корней, ощущение связи с прошлым, которое обычно возникает у людей, знающих многие поколения своих предков.[14] Подобной животворительной антикриминогенной идеей в настоящее время может стать родолюбие!
Родолюбие на службе народов.
Обратимся к Конституциям национальных субъектов РФ, в содержании норм которых чувствуется благотворное веяние родолюбия, укрепляющего адыгейскую, башкирскую, бурятскую, дагестанскую, ингушскую, карачаево-черкесскую, чеченскую … (а значит и российскую) государственность!
1. Статья 10 Конституции Республики Адыгея[15] закрепляет положение о том, что «Республика Адыгея признаёт право возвращения на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечественников: адыгской диаспоры, уроженцев и их потомков, выходцев, независимо от их национальной принадлежности».
2. В преамбуле Конституции Республики Башкортостан[16] выражено мнение народа республики об основах родолюбивого жизнеустройства: «Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан, соединённые общей судьбой на своей земле, … принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, … сознавая ответственность за свою республику перед нынешним и будущими поколениями, стремясь обеспечить достойную жизнь, гражданский мир и межнациональное согласие, принимаем в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Башкортостан».
3. В преамбуле Конституции Республики Бурятия[17] полномочные представители её народа заявляют, что «Мы … сознавая историческую ответственность за его (народа) судьбу, … заботясь о сохранении и самобытном развитии народов, проживающих на территории республики (государства),… принимаем настоящую Конституцию».
4. Преамбула Конституции Республики Дагестан[18] наполнена родолюбием: «Мы, многонациональный народ Республики Дагестан – составная часть многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство, сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия, … стремясь к созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, принимаем Конституцию Республики Дагестан». В статье 5 данного акта закреплено родолюбивое положение о том, что «Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине». В статье 6 – «Республика Дагестан признаёт и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создаёт условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций».
5. В преамбуле Конституции Республики Ингушетия[19] родолюбиво сказано: «Мы, многонациональный народ Республики Ингушетия, чтя память предков, завещавших нам идеалы добра, справедливости и любви к Отечеству, сознавая ответственность за исторические судьбы государственности Ингушетии, принимаем Конституцию Республики Ингушетия». Преамбуле вторит статья 3 данного акта: «Обеспечение каждому человеку достойной жизни, гражданского мира и согласия в обществе, сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности – высшая цель государства».
6. В преамбуле Конституции Карачаево-Черкесской Республики[20] закреплено: «Мы, депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, осознавая свою ответственность перед народами многонациональной Карачаево-Черкесской Республики, объединившей в ходе исторического развития единой судьбой абазин, карачаевцев, ногайцев, русских, черкесов и граждан других национальностей, в единую Республику, признавая Республику неотъемлемой частью Российской Федерации и её многонационального народа, исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями, уважая права и законные интересы каждого народа, заботясь о сохранении и самобытном развитии всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии, принимаем Конституцию Карачаево-Черкесской Республики».
7. Преамбула Конституции Чеченской Республики[21] гласит: «Мы, многонациональный народ Чеченской Республики, осознавая свою историческую ответственность за утверждение гражданского мира и согласия в Чеченской Республике, … исходя из ответственности перед прошлым, настоящим и будущим общества и народа, свидетельствуя о своей исторической общности с Россией и ее многонациональным народом, подтверждая лучшие традиции народов Чеченской Республики и всей Российской Федерации, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к земле отцов, веру в добро и справедливость, провозглашаем и принимаем Конституцию Чеченской Республики».
Это выдержки лишь из некоторых национальных Конституций. Имея подобную нормативную базу, и принимая в её исполнение иные законодательные и подзаконные нормативные акты, наше федеративное государство должно развивать родолюбие как на уровне субъектов, так и на общегосударственном уровне, опираясь на заглавный русский народ, испокон веков обеспечивавший единство и целостность нашей страны. В таком случае будет сохранена целостность государства и произойдёт его долгожданное укрепление. Таким образом, родолюбие, имея антикриминогенную, жизнеукрепляющую суть, может стать столь необходимой нашему государству идеологической основой (государственной идеологией), об отсутствии которой много и справедливо говорится.
Главное – не ретушировать, а решать проблемы, т.е. наконец-то открыть глаза нашей власти и поднять её руки для решения проблем государствообразующего, заглавного народа, заключающихся в:
1. Замалчивании на государственном уровне незаслуженного неуважительного отношения к русскому народу, проявляемого многими представителями Северного Кавказа, что провоцирует и усиливает межнациональную вражду. Необходимо объективно освещать в СМИ складывающуюся ситуацию, без чего невозможно бороться с неприязнью к русским, как нации, так и корнями соответствующей обратной неприязни.
2. Незащищённости прав русского народа во всё учащающихся межнациональных конфликтах, когда правоохранительные органы, в абсолютном большинстве случаев, уходят в сторону, не выполняя своих должностных обязанностей по защите населения от учиняемого насилия. Тем самым, самоорганизация граждан, примером которой являются события в Рязани (август 2012 г.), когда объединившиеся таксисты, возглавляемые казаками, дали отпор безнаказанному со стороны официальных властей насилию, остаётся в данной ситуации единственным способом отстаивания интересов коренного населения. За некоторыми исключениями, я согласен с инициативой губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачёва по взаимодействию полиции и казачества, о многовековой сути и задачах которого прекрасно написано В.М. Дёминым.[22] Однако неправильное понимание высказываний губернатора уже привело к широкой дискуссии о разжигании межнациональной розни. Уверен, что ничего подобного А.Н. Ткачёв и в мыслях не имел, а говорил лишь о правильной миграционной политике и её основе.
3. Непринятии столь необходимого всей стране Федерального закона «О русском народе».[23]
Д.А. Шестаков задаёт справедливый в современных условиях вопрос: «В какой национальной политике заинтересованы народы России?» и даёт столь же справедливый ответ: «Интересы должны быть согласованы на основе уважения ко всем нациям. Защитой необходимо обеспечить все народы: большие и малые. Недопустимо, защищая малые народы от вражды, оставлять без защиты большие народы, играющие роль в стране, соответствующие своей численности и историческому вкладу в жизнь страны. Уважение к многочисленным народам России, забота о них невозможны без уважения к русскому народу, без его защиты. Человеческие отношения предполагают взаимность. Тот, кто неустанно взывает к терпимости, «толерантности» по отношению к представителям коренных этносов нашего прекрасного Кавказа, пренебрегая при этом заботами и бедами русских, наносит вред не только последним, но не в меньшей, а в большей мере народам, о которых он якобы печётся».[24]
Проведение родолюбивой политики на уровне субъектов РФ и всей федерации в целом позволит успешно противодействовать межнациональной розни – ахиллесовой пяте российской государственности, предупредит усиление вражды, не допустит повторения Кондопоги,[25] Сагры[26] и Рязани (август 2012 г.).[27]
* Андрей Петрович Данилов – кандидат юридических наук, заместитель президента Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: danilov-a1@mail.ru
[1] Шестаков Д.А. Криминологические заметки разных лет // Российский криминологический взгляд. – 2001. – № 2. – С. 47.
[2] Сайт Encyclopaedia Britannica. URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/405644/nationalism (дата обращения: 01.03.2012).
[3] Сайт Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: http://plato.stanford.edu/entries/nationalism/ (дата обращения: 01.03.2012).
[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М., 2008. – С. 398.
[5] Медведев предупредил о страшной опасности. URL: http://news.mail.ru/politics/7391777/?frommail=1 (дата обращения: 22.11.11)
[6] См.: Шестаков Д.А., Данилов А.П. О политических убийствах, в том числе неочевидных – постановка проблемы // Российский криминологический взгляд. – 2009. – № 1. – С. 296–300.
[7] Козенков Ю. Убийцы России. – М., 2005. – С. 391.
[8] Более подробно см.: Севастьянов А.Н. Чего от нас хотят евреи. – М., 2011.
[9] Раввин Берл Лазар хочет ввести моду на еврейство в российской глубинке. URL: http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=258209 (дата обращения: 21.08.2012).
[10] Информационный портал Еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга. URL: http://www.jewishpetersburg.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=996 (дата обращения: 21.08.2012).
[11] Сайт УФСИН по Архангельской области. URL: http://www.ufsin29.ru/ufsin/news/Default1.aspx?news=327 (дата обращения: 21.08.2012).
[12] См.: Данилов А.П. Преступная миграционная реформа как одно из антинародных преступлений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2012. – № 1 (24). – С. 62–69.
[13] См.: Шестаков Д.А. О многоэтажности преступности // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 1. – С. 300.
[14] Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминогенное законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. – СПб., 2006. – С. 209.
[15] Конституция Республики Адыгея (принята на XIV сессии Законодательного Собрания (Хасэ) – Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года).
[16] Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15.
[17] Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.).
[18] Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.).
[19] Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.).
[20] Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г.
[21] Конституция Чеченской Республики (принята 23 марта 2003 г.).
[22] См.: Дёмин В.М. «От русичей до россиян». – М., 2005.
[23] См.: Шестаков Д.А. Преступность политики (материал в печати). Севастьянов А.Н. Время быть русским! Третья сила. Русский национализм на авансцене истории. М.: Яуза, 2006; его: Этнос и нация. М.: Книжный мир, 2008; Каратаев О.Г., Каратаев С.О. Проблемы формирования национального правосознания в России // Россия и мир. Гуманитарные проблемы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7 / Изд-во: СПГУВК, 2003. – С. 73–82; URL: http://www.sevastianov.ru/content/view/101/116/; http://www.zlev.ru/15_10.htm (дата обращения: 21.08.2012).
[24] Шестаков Д.А. Преступность политики (монография готовится к печати).
[25] Сайт газеты «Известия». Уроки Кондопоги. Ответ народа. URL: http://izvestia.ru/news/319377 (дата обращения: 21.08.2012).
[26] Сайт «Российская газета». Потерпевшие дали показания. URL: http://www.rg.ru/2012/08/07/sagra-site.html (дата обращения: 21.08.2012).
[27] Один за всех – и все за одного. URL: http://ldpr.ryazan.ru/2012/08/9529/#more-9529 (дата обращения: 21.08.2012).