ОЧЕРЕДНОЙ АКТ АГРЕССИИ ПРОТИВ СИРИИ. УКЛОНЯТЬСЯ ИЛИ ОТВЕЧАТЬ?

А.П. Данилов

ОЧЕРЕДНОЙ АКТ АГРЕССИИ ПРОТИВ СИРИИ. УКЛОНЯТЬСЯ ИЛИ ОТВЕЧАТЬ?

 

Фабула. США, Великобритания и Франция утром 14 апреля 2018 года нанесли ракетные удары по сирийским правительственным объектам, которые, по их мнению, использовались для производства химического оружия. С 3.42 до 5.10 мск они выпустили по Сирии более 100 ракет, большая часть из которых была сбита средствами сирийской ПВО.[1]

Юридическая оценка действий глав Соединённых Штатов,  Великобритании и Франции. Президент США Д. Трамп, премьер-министр Великобритании Т. Мей, отдавшие приказ о нанесении ударов по Сирии, нарушили внутреннее законодательство своих стран, допускающее применение вооружённых сил только после соответствующего одобрения законодательных органов (Конгресс США, Парламент Великобритании).

Согласно ст. 39 Устава ООН (далее по тексту – Устав), Совет Безопасности ООН определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Д. Трамп, Т. Мей и Президент Франции Э. Макрон, действуя без соответствующей Резолюции СБ ООН, нарушили нормы международного права и совершили преступление против мира, а именно: ведение агрессивной войны (преступление агрессии).

Оно предусмотрено пунктом «а» статьи 6 Устава Международного Военного (Нюрнбергского) Трибунала для суда и наказания главных военных преступников, принятого в Лондоне 8 августа 1945 г., пунктом «d» части 1 статьи 5 Устава Международного Уголовного Суда – Римский статут 17 июля 1998 г., пунктами «a», «b», «c», «d» Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций от 14 декабря 1974 года.

Заглянем за кулисы. Привлечение к ответственности вышеобозначенных глав государств – важная, но не конечная в данном случае задача. Странами руководят не официальные лица, а те, кто, используя демократические процедуры, их назначает – представители глобальной олигархической власти (ГОВ). Установление данных представителей, стоящих за организацией агрессии против Сирии, и привлечение их к ответственности – вот главная, сложная, но решаемая задача.

МБСША. Согласно ч. 1 ст. 1 Устава, ООН преследует цель поддержания международного мира и безопасности, в связи с этим  должна принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

Фактическое бездействие СБ ООН во время агрессий США и их союзников против Югославии, Ирака, Сирии, способствование Советом Безопасности агрессии тех же сил против Ливии заставляет всерьёз задуматься о необходимости формирования нового международного органа, способного предотвращать преступления против мира.

Большинство стран нуждаются в том, чтобы решать наиболее важные свои проблемы самостоятельно – без главенствующей роли США. Суть новой всемирной правотворческой организации выражает аббревиатура МБСША (Мир без США).[2]

Реакция России: действительная и должная. Президент России В. Путин назвал удары по Сирии актом агрессии против суверенного государства. Ни российские военные эксперты, ни местные жители не подтвердили факта химической атаки, ставшей предлогом для этих ударов. В настоящий момент Россия предпринимает меры для созыва экстренного заседания СБ ООН.

Подчеркнём, ещё несколько дней назад официальные российские  представители заявляли о том, что наши военные будут уничтожать средства доставки ракет, т.е. самолёты и корабли, задействованные в ударах по Сирии. Но обещанного не произошло. А ответить было необходимо: ведь бесконечно уворачиваться невозможно. Удары Запада таковы, что настало время их отражать.

Тем более, что согласно ст. 6 Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой (подписан в г. Москве 08.10.1980 года), в случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушение мира и безопасности во всём мире, Высокие Договаривающиеся Стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью координации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира.

Поколение, воспитанное на победах наших отцов и дедов во Второй мировой войне, прошедшие ту войну, не сомневаясь, сегодня скажут: «Бей врага!». Они знают цену своим словам и если говорят, то делают.



[1] РИА Новости. URLhttps://ria.ru/syria/20180414/1518650872.html (дата обращения: 14.04.2018).

[2] Шестаков Д.А. Постлиберальный статус криминологии //  Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2009. № 2 (17). С. 13–21.