Детектив жанрынын дарабозы

02.10.2023 г. в городе Алматы президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба Д. А. Шестаков по приглашению председателя правления Союза писателей Казахстана Мереке Кулкенова выступил с докладом на международной научно-практической конференции «Детектив жанрынын дарабозы», посвящённой 100-летию видного писателя, основоположника детективного жанра в казахской литературе Кемеля Токаева.

 

Глубокоуважаемые Мереке Абдешович[1], Аида Галымовна[2], представители акимата Алматы! Дорогие мастера пера!

Благодарю Вас за приглашение принять участие в конференции. Для меня честь и радость быть сегодня здесь, тем более что поводом для встречи служит столетие со дня рождения писателя-фронтовика Кемеля Токаевича Токаева, талантливого прозаика, сыгравшего важную роль в зарождении приключенческого и детективного жанров в казахской художественной литературе, из под пера которого вышли такие содержательные произведения как «Ночной выстрел», «Происшествие в Саргабане», «Кто преступник?» Сегодняшняя конференция знаменательна тем, что объединяет криминологов и писателей.

Мне в своё время выдалась честь быть лично знакомым с видными казахстанскими учёными-юристами, публицистами. В их числе теоретик государства и права академик Салык Зиманович Зиманов, криминологи доктора наук, профессора Узыке Сикунбаевич Джекебаев, своевременно поставивший в СССР вопрос об уголовной ответственности юридических лиц; Елеген Изтлеуович Каиржанов, деятель широкого круга уголовно-правовых дисциплин, автор своеобразного учебника по криминологии, в котором значительное внимание уделяется природным (биологическим) предпосылкам совершения преступления. Наряду с научной деятельностью им были написаны также остросюжетные художественные произведения.

Среди следующего поколения правоведов, с которыми Санкт-Петербургский международный криминологический клуб на протяжении многих лет поддерживает и развивает творческие связи, назову докторов юридических наук, профессоров Абдирова Нурлана Мажитовича, казахстанского государственного и политического деятеля, плодотворно участвующего в законотворческой деятельности Республики Казахстан; Алауханова Есбергена Оразовича, криминолога, члена Союза писателей Казахстана, известного также художественными произведениями в детективной области; Турецкого Николая Николаевича, государственного деятеля, специалиста по теоретическим проблемам обстоятельств, исключающих преступность деяния; Мизанбаева Амана Елеусизовича, он – один из немногих криминологов, достаточно углубившихся в современную общую теорию преступности.

Возвращаясь к творчеству писателя Токаева, выскажу предположение о том, что сформировавшейся достоверности его произведений, видимо, в какой-то мере поспособствовало обилие собственных острых, порой трагических впечатлений. В детстве на Кемеля Токаевича обрушились бедствия «коллективизации», когда будущий писатель вместе с близкими пережил голод, скитания, трагическую гибель сестры и потерю родителей.

Другая полоса впечатлений, которые, вероятно, дали творческий позыв будущему писателю, относится к Великой Отечественной войне. В неё Кемель вступил в совсем молодом возрасте. Там сполна хватил переживаний. Он сражался на важнейших направлениях. В Сталинградской битве испытал Кемель Токаевич физические страдания, будучи серьёзно ранен. Помимо этого, наверное, были переживания несколько иного плана. Это ощущение собственной отваги, проявленной как под Сталинградом, так и позже, когда он в рядах советской армии освобождал от нацистских захватчиков Белоруссию, Украину, Польшу. Недаром же был награждён двумя орденами Отечественной войны и многочисленными медалями.

Переходя к современности, обращу внимание на книгу М. А. Кулкенова «Шёлковый ветер». Она представляет интерес не только для широкого круга читателей, но и для преступностиведов. В ней, в частности, затронуты по существу криминогенные обстоятельства, схожие существующим в современных Казахстане и России. Её автором справедливо замечено, что в текущий раннекапиталистический период времени люди перестают верить друг другу. Он замечает: «Чем глубже проникают в жизнь бизнес и коммерция, тем больше обман, измена слову, силовые методы стали выходить на первый план… Честные люди воспринимаются «как белые вороны в обществе чёрных ворон».

Уважаемые служители пера! Мне любопытно быть с Вами, поскольку литературная работа в моей жизни играет не меньшую роль, чем криминология. Вместе с моим старшим, ныне покойным братом мы сделали и издали десятитомное собрание прозы. Готовится к выходу в свет одиннадцатый том. Среди этих произведений – вышедшие из-под пера брата романы «Год змеи», «Но каждый, кто на свете жил», мои – «Третий день похмелья», «Водопад черёмухи»... Большая и лучшая часть нами написанного принадлежит брату. В некоторые из наших трудов вплетена «преступная составляющая», касающаяся, в частности, происхождения и предназначения зла, ибо, как это ни печально, зло, борьба за выживание и за лучшие условия жизни – всё это не только приметы дня текущего, но вплетено в мироустройство, заложено в него. Позволю себе такое вот умозаключение, рассмотрению которого собираюсь посвятить одно из ближайших выступлений в клубе на Мойке.

Здесь необходимо отметить опережающий вклад в преступностиведение аристократических произведений высокой беллетристики[3]. Вспомним на первый взгляд странные, магические формулы Льва Толстого и Достоевского. Так у Толстого в «Войне и мире» Николай Ростов в тяжёлую минуту жизни глубоко расстроен, но вдруг, услышав прекрасное пение своей сестры Наташи, испытывает душевный подъём. Толстой пишет: «…тронулось что-то лучшее, что́ было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...» На мой взгляд, это неожиданное, но очень меткое, отчасти таинственное толстовское суждение чрезвычайно важно для осознания значимости духовности в жизни любого человека, не исключая преступников, важно для поддержания надежды на победу в сознании личности светлого начала над тёмным.

У Достоевского в «Преступлении и наказании» Родион Раскольников задаёт свой знаменитый вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Сходство генезиса творчества и преступления, противоположность творческой жизни и обывательского воплощения «твари»[4] – «сквозной тезис» науки о преступности.

В Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе ощущают связь между искусством (прежде всего, художественной литературой), с одной стороны, и преступностиведением, с другой стороны. Не одно десятилетие клуб связывают добрые отношения с известными казахстанскими преступностиведами. Хочется надеяться, что теперь и на ниве художественной литературы наладятся российско-казахстанские взаимные осведомлённость, обмен мыслями и впечатлениями. Примечательно, что ощущаемый толчок к этому мы получаем, благодаря нашему прикосновению к личности и писательству Кемеля Токаевича Токаева, чей юбилей мы сегодня празднуем.

 

 Приглашаем ознакомиться с фотографиями, сделанными на конференции.

 

[1] Мереке Абдешович Кулкенов – председатель Союза писателей Казахстана.

[2] Аида Галымовна Балаева – министр культуры и информации Республики Казахстан.

[3] См.: Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь, творчество и религия // Полное собр. соч. СПб., М.: Т-во М. В. Вольф, 1912. Т. 9.

[4] В «Братьях Карамазовых» у Достоевского чёрт говорит Ивану Карамазову: «Моя мечта это – воплотиться, но чтоб уж окончательно, безвозвратно, в какую-нибудь толстую семипудовую купчиху».