ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ

14 октября 2022 г. беседа «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КРИМИНОЛОГИЯ»

 

С докладом «Острые грани уголовно-экологической политики» выступит Наталья Ивановна Кузнецова – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Очное участие: Санкт-Петербург, Наб. реки Мойки, д. 48-50-52АВ, аудитория 222 (юридический факультет РГПУ им. Герцена). Начало в 17.00

ДЛЯ ОЧНОГО УЧАСТИЯ НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ НА АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ КЛУБА (criminology_club@mail.ru) СВОИ Ф.И.О. (для оформления пропуска на проходной университета)

 

 

Выжимка из основного доклада

 

Н.И. Кузнецова (Санкт-Петербург, Россия)[1]

Острые грани уголовно-экологической политики

 

Прежде природа угрожала человеку,

а теперь человек угрожает природе.

Жак Ив Кусто

 

Опираясь на теоретические положения, разработанные представителями невско-волжской криминологической школы, следует осмыслить не всегда запрещённую уголовным законом, но требующую такого запрещения, часть всемирного зла (экологическую преступность), «основу которой образует глобальная олигархическая власть (ГОВ)»[2].

Экологическая ситуация в стране, как и во всём мире, стремительно ухудшается. Особенно остро стоят проблемы загрязнения Мирового океана. Ежедневно погибают тысячи животных, запутавшись в пакетах, выброшенных людьми, поедая пластик и попадая в сети. Морские обитатели питаются микропластиковой крошкой, принимая её за планктон, тем самым пластик включается в пищевую цепочку рыб, которыми, в свою очередь, питается человек. Сегодня пластик стал полноценным звеном в пищевой цепочке живых существ…

Многие заблуждаются, думая, что проблемы Мирового океана не имеют отношения к ним, т.к. они живут далеко от него. Вместе с тем, океан – единая среда всей Земли, покрывающая 2/3 её поверхности. Океанским фитопланктоном вырабатывается около 70 % кислорода на планете. Мировой океан влияет на погоду и климат, служит источником питания, сырья и др.

Основная трудность в решении проблемы очистки океана от мусора заключается в том, что ни одна из стран не берёт на себя ответственность за образование отходов. Кроме того, в международных договорах и соглашениях в области охраны морской среды отсутствуют чёткие формулировки понятия «вещества, загрязняющие Мировой океан».

Учитывая значимость Мирового океана для жизни людей, необходимо в главу 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» включить статью 358¹ «Загрязнение вод Мирового океана».

Ежегодно в России образуется примерно 4–5 млрд тонн отходов. Мусор представляет собой ценный сырьевой ресурс – от 40 до 80 % отходов может быть переработано. Однако несовершенство отечественных технологий, а также законодательства не позволяют в полной мере использовать этот потенциал. Сегодня практически единственным способом утилизации отходов по-прежнему является их складирование на многочисленных легальных и нелегальных полигонах

Крайне негативную роль в решении мусорной проблемы играет коррупция. Сфера обращения с отходами давно превратилась в сверхприбыльный «теневой» бизнес. В ней обращаются огромные суммы. По некоторым оценкам ёмкость мусорного рынка России превышает 2 трлн руб. Поэтому преступным группировкам, коррумпированным чиновникам, иным лицам, причастным к этому бизнесу, не выгодно ничего менять в сложившейся системе.

Важной экологической проблемой является загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами. Согласно данным ГИБДД, в РФ насчитывается около 60 млн таковых. За минувшие 10 лет количество автомобилей, находящихся у граждан, увеличилось на 65 %[3]. Вызывает тревогу ряд особенностей отечественного автопарка. Среди эксплуатируемых авто значительный процент составляют автомобили старше десяти лет[4]. Их произвели, когда эколого-технические требования не были столь жёсткими, как сегодня. В апреле 2022 г. в политике российского правительства наметились серьёзные изменения к худшему: было разрешено выпускать машины класса «Евро-0», что фактически возвращает нас к экологическим стандартам 1980-х годов. К сожалению, российские автопроизводители не в состоянии собирать автомобили более высоких экологических классов в условиях санкций (отсутствия необходимых комплектующих).

Очевидно, что следует поднимать вопрос об ограничении количества автомобилей в населённых пунктах; вводить запрет въезда на определённые территории и пользование личным транспортном в установленные дни и часы; стимулировать использование альтернативного (экологически чистого) транспорта.

Губительно для экологии ведение войн. Политики решают задачи без учёта экологических последствий применения оружия, взрывчатых и отравляющих веществ и ряда других факторов. В период военных действий вред окружающей среде наносится гораздо интенсивнее и разрушительнее, чем в мирное время. Взять хотя бы ситуацию с Запорожской АЭС: каждый день растёт риск ядерной катастрофы, при этом опасность исходит не столько от самой станции, сколько от хранилища отработанного ядерного топлива (слабозащищённого от прямых попаданий снарядов и ракет).

Что же делать людям, чтобы не задохнуться от благ «цивилизации»? Во-первых, нужно осознать, что экологические кризисы быстро обостряются. Они представляют реальную угрозу для выживания человека как биологического вида. Во-вторых, необходимо стараться поддерживать экологическое равновесие посредством проведения грамотной экологической политики, которая, безусловно, нуждается в криминологическом обеспечении. В-третьих, следует проводить чёткую уголовно-экологическую политику. Большую часть экологических преступлений желательно перевести в более тяжкую категорию[5]. Например, ст. 259 УК РФ должна быть отнесена к особо тяжкому преступлению.

Полагаю, что наказания для экологических преступников должны быть нацелены на искоренение экологических деформаций, повышение экологической культуры. Создание специальных исправительных центров в зонах экологического бедствия именно для этой категории лиц видится весьма актуальным. Для этого различными специалистами (экологами, психологами, социологами, юристами) должны быть совместно разработаны программы, включающие обязательный просмотр видеокурсов, посвящённых экологическим проблемам, работу с экологами, привлечение их к проведению природовосстановительных мероприятий (рекультивация земель, экологическая реабилитация водоёмов, восстановление численности животных и рыб, высадка деревьев, сортировка мусора, сбор отходов в лесах, поймах рек, другие полезные для природы мероприятия).

Вопрос срочного разрешения экологических проблем – вопрос сохранения жизни на Земле.

 

 

Д.М. Гаджиев (Махачкала, Россия)[6]

 

Наталье Ивановне Кузнецовой надо дать должное: она взялась за преступностиведческое осмысление существенной угрозы человечеству –  экологической. Докладчик указал на весьма тревожную экологическую ситуацию в нашей стране и в мире в целом: угрожающими темпами загрязняется окружающая среда, коррупция мешает решать мусорные проблемы, губительны для экологии и войны. При этом Наталья Ивановна предлагает концентрировать усилия органов власти и международного сообщества на повышении экологической культуры граждан и ужесточении уголовного наказания за экологические преступления.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особое внимание уделено экологической безопасности и рациональному природопользованию[7]. Экологическая безопасность – это любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на человека[8].

Д.А. Шестаков отмечает, что в соответствии с «воронкой преступности» противодействие преступности необходимо осуществлять на всех девяти уровнях преступности. Третий уровень – «серая экономика» – включает значительную часть экологических преступлений[9].

Плачевное состояние окружающей природной среды очевидно. Жертвами экологических преступлений является нынешнее поколение людей, станет таковым и будущее население Земли. Со своей стороны дам короткий анализ экологической ситуации в Республике Дагестан (далее – РД), особенно учитывая, что власти планируют развивать в республике курортно-рекреационный сектор[10].

Экологическими проблемами в РД являются:

- загрязнение воздуха (на население Махачкалы, проживающее вблизи автомагистралей, оказывает вредное воздействие токсичные вещества: азот, диоксид серы и др.)[11];

- загрязнение воды (питьевая вода в РД опасна для здоровья. Для реконструкции и восстановления системы водоотведения требуется около 30 млрд рулей);

- густой чёрный дым нависает над горами при выезде из Махачкалы из-за пожаров на несанкционированных свалках;

- несанкционированные разработки камня, гравия и песка;

- опустынивание земель;

- между Каспийском и Махачкалой обнаружено пять точек сброса неочищенных стоков. Около 70 % канализационных стоков Махачкалы напрямую попадает в Каспийское море. (При это одно из мест сброса воды было тщательно замаскировано: нечистоты шли по трубам, выведенным далеко в море[12].) Роспотребнадзор по РД назвал морскую воду в Махачкале самой грязной в республике[13]: уровень загрязнённости воды превышен минимум в 30 раз;

- очистные сооружения в Махачкале не работают;

- проблема мусора: нет предприятий, которые бы занимались переработкой отходов.

Канал имени Октябрьской революции питает водой несколько прибрежных городов республики. Его построили в 1920-е годы силами энтузиастов и заключённых. Сейчас он фактически превратился в помойную яму. На реконструкцию канала требуется около 15-18 млрд руб., которых нет. Деньги, системно выделяемые, в том числе в рамках нацпроекта «Чистая вода» 2011–2017 годов, были попросту разворованы[14]. Как следствие, фиксируются частые массовые отравления населения питьевой водой. Наибольшей экологической проблемой Дагестана является именно дефицит питьевой воды. Кроме того, не определены зоны санитарной охраны, не утверждены режим и порядок хозяйственной деятельности в этих зонах.

Из Республиканского онкодиспансера ежемесячно выписывается около 1500 пациентов. На мой взгляд, это достаточно много для трёхмиллионной республики. Значительное количество пациентов поступает из районов, где проходили специальные военные операции по ликвидации вторгшихся в Дагестан международных бандформирований и террористов (анклав Карамахинской зоны и соседние селения).

Наталья Ивановна справедливо отмечает, что ряд экологических преступлений необходимо перевести в разряд тяжких и особо тяжких (ст.ст. 246, 250, 259 УК РФ), поскольку ими наносится невосполнимый вред здоровью населения, окружающей среде, животному, растительному миру и биоресурсам моря.

20.09.2021 г. в составе Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры начали работу Махачкалинская, Дербентская и Северо-Каспийская межрайонные природоохранные прокуратуры. В их поднадзорную территорию входит 17 субъектов РФ. Все усилия межрайонных природоохранных прокуратур Махачкалы и Дербента необходимо сфокусировать на оперативном реагировании в сфере экологических правонарушений. При этом следует использовать информацию из различных источников (СМИ, социальные сети, отзывы туристов, энтузиастов, общественников об экологическом неблагополучии), выносить предостережения о недопустимости нарушения закона (средство раннего предупреждения противоправных действий).

Главная задача Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД – обеспечение санитарного благополучия человека. Следует установить экологические посты из числа представителей ОНФ, общественников, энтузиастов. Забор воды, воздуха и других веществ для экспертизы в Роспотребнадзоре по РД следует проводить совместно с представителями институтов гражданского общества и соответствующими специалистами из Дагестанского государственного университета (Института экологии и устойчивого развития). При этом результаты необходимо ежемесячно публиковать в газете «Дагестанская правда».

Нужно чаще организовывать в детских садах, школах и вузах экологические акции, профилактические беседы, направленные на привитие несовершеннолетним бережного отношения к экологии, развитие у них правовой грамотности.

Большие надежды на оздоровление экологической ситуации возлагаю на реализацию положений Конвенции от 12.08.2018 г. о правовом статусе Каспийского моря. Её подписанты (Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан) обязуются проводить исследования в области экологии, защищать и сохранять Каспийское море.

В завершение хотел бы поблагодарить Наталью Ивановну за содержательные и актуальные тезисы доклада, который она представит в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе, пожелать ей здоровья, благополучия и дальнейших успехов в научной деятельности!

 

 

А.C. Дашкова (Санкт-Петербург, Россия)[15]

Каталитический нейтрализатор выхлопных газов как предмет хищения и деталь, снимаемая с авто недобросовестными автовладельцами (уголовно-экологический аспект)

 

Н.И. Кузнецова в тезисах своего доклада «Острые грани уголовно-экологической политики» указывает на многие экологические проблемы, в т.ч. на отсутствие должного противодействия (в России и мире) преступлениям в сфере экологии, а также некриминализированным преступлениям (преступлениям в криминологическом смысле).

В России, по мнению докладчика, отсутствуют в должной степени развитые экотехнологий сырьевого производства и эксплуатации; распространена коррупции; отмечается массовая автомобилизация населения. При этом транспорт не имеет необходимого для защиты окружающей среды высокого экологического класса[16].

Проблема загрязнения окружающей среды транспортными средствами связана не только с автомобилями, оснащённым системой ниже класса «Евро-5». Здесь следует сказать об автомобильном каталитическом нейтрализаторе выхлопных газов (далее – катализатор), устанавливаемом на автомобилях класса «Евро-2» и выше. Недостатком данной системы является возможность удаления катализатора при дальнейшей практически беспроблемной работе автомобиля без него.

Причин, по которым данная деталь снимается с автомобиля, две. Первая – намеренное удаление катализаторов владельцами машин с целью снижения расхода топлива (а иногда и для продажи детали: в зависимости от количества драгоценных металлов в нём (платина, палладий, родий), стоимость катализаторов может быть значительна; как правило, чем мощнее автомобиль – тем дороже катализатор). Вторая – автомобиль продаётся лицами, его похитившими, как целиком, так и по частям. Конструкция креплений каталитических систем несовершенна. Для совершения хищения катализатора преступнику достаточно иметь домкрат и устройство для резки металла (болгарку).

Не все автомобили в России, в части хищениях их катализаторов, интересны нарушителям закона. В нашей стране насчитывается большое количество старых машин, не оснащённых таковыми деталями, новых автомобилей (с допуском «Евро-5» и выше), имеющих катализаторы, содержащие небольшое количество драгоценных примесей. Так, катализатор от «Форд Мондео 5» (2015 год), считающегося современной и презентабельной моделью, стоит не более 10 тысяч рублей, тогда как катализаторы автомобилей «БМВ», «Мерседес, «Ауди» изначально наполнены большим количеством дорогостоящих примесей. Концентрация этих металлов обеспечивает эффективную работу системы очищения. За катализатор от «Ауди А8» 2010 года выпуска в кузове Д4 на рынке можно получить около 50 тысяч рублей, и это при том, что модель признана «морально устаревшей».

Также распространены случаи хищения катализаторов с каршеринговых машин: похитители имеют в своём распоряжении автомобиль и могут демонтировать запчасти в любом месте, зачастую, даже иметь несколько «дружественных» автосервисов. Такие кражи совершаются всё чаще[17].

Удаление катализаторов является вмешательством в техническую конструкцию автомобиля. Эксплуатация транспортного средства без этой детали запрещена[18]. Однако проверить этот факт никто не пытается. Внешне привлекательный, не старый, недешёвый автомобиль, как правило, инспекторы ГИБДД не проверяют на дорогах на предмет наличия катализатора. Тем не менее, почти каждое третье такое авто прошло «операцию» по удалению катализатора.

Не все инспекторы оснащены необходимым оборудованием, а европейская технология «белой перчатки» (когда полицейские могут проверить степень выделения сажи посредством поднесения к выхлопной трубе перчатки белого цвета) массово в России не применяется. Инициатива должна исходить от сотрудника. А будет она проявляться тогда, когда Правительство РФ возьмёт чёткий курс на сбережение природы. Ведь не просто так в последнее время во всем мире объявлена негласная рекомендация на сбережение природы, которая, впрочем, на практике не особо исполняется[19].

Также целесообразно внести изменения в ст. 12.5 КоАП РФ, установив штраф (к примеру, от 30 до 100 тысяч рублей – в зависимости от количества в детали драгоценных примесей) за снятие катализатора.

 

 

С.Ф. Милюков (Санкт-Петербург, Россия)[20]

Криминоэкология: неизвестное в известном

 

Отличительными чертами многолетней плодотворной деятельности Санкт-Петербургского международного криминологического клуба являются: смелая постановка вековых и злободневных проблем бытия, имеющих криминологическое и уголовно-политическое значение; всестороннее осмысление и поиск путей практического разрешения поднимаемых вопросов. В значительной мере этим признакам отвечает и доклад Натальи Ивановны Кузнецовой[21].

Ясно, что даже самое обширное сообщение не способно охватить весь спектр экологических проблем, состояние которых зачастую носит воистину удручающий характер. Постараемся внести посильную лепту в решение этой грандиозной задачи.

Для большинства экологов неразрешим вопрос о том, почему большинство людей равнодушно относится к загрязнению воздуха, почвы, вод, угнетению и даже исчезновению многих представителей животного и растительного мира. На наш взгляд, такое отношение проистекает из непонимания или, в лучшем случае, недооценки ими губительного воздействия на человека на микроуровне неблагоприятной окружающей среды.

 Возьмём хотя бы качество воздуха в зданиях и сооружениях. Подавляющее большинство граждан выступают против постоянного проветривания помещений, требуют отключения кондиционеров в железнодорожных вагонах, автобусах. Спёртый воздух – обычное дело в учебных аудиториях, коридорах школ и вузов. На мой вопрос «Сколько литров воздуха человек прокачивает через свои лёгкие за сутки?» студенты пожимают плечами и изумляются, когда узнают, что эта величина составляет 20 тысяч (!) литров. Только тогда они начинают понимать, чем постоянно дышат.

Огромные людские потери от COVID-19 в немалой степени объясняются отсутствием нормального проветривания квартир в жилых домах, помещений в больницах, поликлиниках, детских учреждениях, в спортивных (при занятиях т.н. фитнесом) и концертных залах (на массовых развлекательных мероприятиях).

Закрытые форточки на миллионах кухонь порождают систематическое отравление граждан угарным газом и другими продуктами горения топлива, а при утечке газа – приводят к чудовищной силы взрывам, сопоставимым с разрывом 155-мм снаряда и даже крылатой ракеты.

В выжимке доклада Натальи Ивановны справедливо указано на губительные последствия всеобщей и полной автомобилизации населения. Миллионы людей ежедневно проводят многие часы в своих авто в скрюченном состоянии, дыша отработанными газами и трепя свои нервы в жёстких стычках с другими автомобилистами, а также пешеходами. Ежегодно в мире под колёсами автомобилей и в их изуродованных салонах погибает не менее миллиона (!) человек, что гораздо больше нежели на полях сражений (не считая, конечно, войн мировых).

Скажем теперь и о войне. Докладчик справедливо указывает на огромный экологический вред от боевых действий. Представляется, что этот вред не должен оказаться вне зоны внимания формирующийся отрасли преступностиведения – военно-полевой криминологии[22], хотя бы потому, что масштабные военные действия приводят к загрязнению почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферы, гибели животных, птиц, рыбы, лесной растительности, травяного покрова. Эти потери трудновосполнимы: нужны колоссальные траты.

За 6 месяцев проведения специальной военной операции на Украине безвозвратные потери украинских формирований превысили 100 тыс. человек. Конечно, среди них немало закоренелых нацистов-бандеровцев, садистов и мародеров. Но в числе погибших есть и известная часть оболваненных пропагандой, а также просто насильно призванные в армию украинцы и русские. Они, в принципе, могли бы вернуться к мирной жизни, быть интегрированы в общественно-полезную деятельность на освобождённых территориях.

Наконец, явно недостаточно разработаны вопросы необходимой обороны от экологических правонарушений (прежде всего «беловоротничковых») и силового задержания лиц, их совершивших.

Если к пресечению противоправной деятельности браконьеров, в первую очередь вооружённых и организованных, вполне применимы наработанные десятилетиями научно-практические рекомендации[23], то как быть с обороной от нарушений правил охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных и даже научных работ, а также загрязнения вод, атмосферы, морской среды, порчи земли, ненадлежащего использования недр (статьи 246, 250-252, 255 УК РФ)? Возможно ли насильственное задержание виновных в совершении этих преступных деяний, в том числе с применением специальных средств и огнестрельного оружия?

На эти вопросы ещё предстоит ответить в ходе продолжения работы над поднятыми докладчиком и другими специалистами острыми научно-практическими проблемами сбережения окружающей человека среды.

 

 

Д.А. Шестаков (Санкт-Петербург, Россия)[24]

Что требуется для становления экологической криминологии?

 

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться

Пословица

 

Значимость проблемы. Наталья Ивановна Кузнецова делает заметный шаг к постановке научной проблемы эколого-криминологической безопасности[25] – проблемы, которая имеет, выражаясь языком ВАКа, важное общественное значение. Скажу более того: Наталья Ивановна закладывает теоретические основы для экологической криминологии. Ожидаемое появление на свет новой отрасли стало бы заметной вехой в развитии школы преступных подсистем.

Мусор в океане, на суше и в побуждениях паразитирующих на нём богатеев. Наталья Ивановна привносит в преступностиведение поставленные экологической наукой вопросы, в том числе о загрязнении Мирового океана пластиком, ставшем звеном в пищевой цепочке живых существ. Вопрос этот очевидно криминологический, т.к. речь идёт о преступлении de jure в виду статьи 252 УК РФ «Загрязнение морской среды».

Однако в зарождающейся экологокриминологии пока ещё много не переработанного преступностиведчески социологического материала, включающего в себя разноплановые вопросы о загрязнении окружающей среды, например, автотранспортом или ведением войн. Необходимо пояснение докладчика: что в этих экологических (безусловно, значимых) вопросах есть криминологического или уголовно-правового?

Причинность. Н.И. Кузнецова сообщает, что по некоторым оценкам ёмкость мусорного рынка России превышает 2 трлн руб. Преступным же группировкам, коррумпированным чиновникам, иным лицам, причастным к этому бизнесу, выгодно экономить на несоблюдении правил весьма затратной утилизации. Таким образом, докладчик подбирается – пока ещё довольно-таки легковесно и лишь в сфере должностных злоупотреблений – к причинности, рассмотрение которой, на мой взгляд, надо теоретически углубить, привязать к основным криминологически значимым общественным противоречиям и распространить на воспроизводство целой экологической преступности.

Противодействие. Натальей Ивановной предлагаются только лишь правовые меры, впрочем, безусловно заслуживающие внимания. Она рассуждает о потребности в ясной уголовно-экологической политике. Изучив международные договоры и соглашения в области охраны морской среды, замечает отсутствие чёткого понятия «вещество, загрязняющее Мировой океан».

Кузнецова призывает к ужесточению наказания за умышленное уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ). По её мнению, это преступление должно быть отнесено к категории особо тяжких. То есть речь идёт о многократном усилении ответственности. Вместо действующей ныне санкции с верхним пределом в три года лишения свободы Натальей Ивановной замышляется установить наказание, нижний предел которого составил бы десять лет. Налицо карательный перебор в духе чрезвычайной жестокости постсоветского законодателя, проявившейся в сверхдлительных в историческом сравнении сроках лишения свободы. Вполне достаточным было бы перевести это преступление – безусловно, возмутительное – в категорию не особо тяжких, а тяжких.

Обращает на себя выдвинутое ею предложение дополнить главу 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» статьёй 358¹ «Загрязнение вод Мирового океана». Впрочем, возникает вопрос: чем такая норма, в случае её принятия законодателем, дополнит действующий состав преступления «экоцид» (ст. 358 УК РФ)? Отсутствием упоминания экологической катастрофы как возможного последствия загрязнения? Требуется разъяснение.

Автор настоящих строк ясно сознаёт, что в вопросах противодействия злу уголовно-наказательные меры не играют решающей роли. Расширять их круг допустимо лишь при очевидной в них надобности. При всём этом, наверное, было бы целесообразно задуматься о введении уголовной ответственности за ненадлежащую утилизацию мусора.

Кузнецова рассуждает об учреждении в зонах экологического бедствия исправительных центров, предназначенных для восстановления природы (рекультивация земель, экологическая реабилитация водоёмов, восстановление численности животных и рыб, высадка деревьев, сортировка мусора, сбор отходов в лесах, поймах рек, другие полезные для природы мероприятия). Весьма дельным нахожу её суждение об использовании в этих центрах лиц, осуждённых за экологические преступления.

Итог. Для того, чтобы грядущая отрасль сразу пошла в ногу со временем, желательно определить в кратере (или в воронке) целой преступности на разных её уровнях место экологической составляющей. Важно также, не выходя за пределы преступностиведения, усилить межотраслевые связи экологокриминологии внутри науки о преступности, в частности, с экономической и политической криминологией.

 

 

Ждём Ваши отклики на доклад

Вы можете присылать их на адрес электронной почты Клуба: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

[1] Наталья Ивановна Кузнецова – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

[2] Шестаков Д.А. Суждения о преступности и вокруг неё. 2-е изд., исправл. и доп. Предисл. Э. Гондолф. СПб.: Издательство «Юридический центр», 2020. С. 12.

[3] Сколько автомобилей в России и в Москве в 2022 году. URL: https://avtojurcon.ru/sovety/ckolko-avtomobilej-v-rossii-i-v-moskve-v-2017-godu.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.yandex.ru%2F (дата обращения: 04.08.2022).

[4] Буранов И. На чём ездят россияне.  URL: https://www.kommersant.ru/doc/3752955 (дата обращения: 05.08.2022).

[5] Кузнецова Н.И., Милюков С.Ф. Уголовно-правовая политика в сфере экологии: современные тенденции // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. № 2 (42). С. 140–152.

[6] Даци Магомедович Гаджиев – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала, Россия); e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

[7] Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02.07.2021 № 400.

[8] Дедю И.И. Экологический словарь. Кишинёв, 1990. С. 344.

[9] Шестаков Д.А. Основы учения о противодействии преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2 (53). С. 14.

[10] Постановление Правительства Республики Дагестан от 16.07.2019 № 463 «Об утверждении Государственной программы Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан»».

[11] Габибова П.И. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха города Махачкалы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-zagryazneniya-atmosfernogo-vozduha-goroda-mahachkaly/viewer (дата обращения: 03.09.2022).

[12] Алиев Т. В прибрежных городах Дагестана построят очистные сооружения. URL: https://rg.ru/2020/03/03/reg-skfo/v-pribrezhnyh-gorodah-dagestana-postroiat-ochistnye-sooruzheniia.html (дата обращения: 03.09.2022).

[13] Гугин А. Роспотребнадзор назвал морскую воду в Махачкале самой грязной в республике. URL: https://capost.media/news/obshchestvo/rospotrebnadzor-nazval-morskuyu-vodu-v-makhachkale-samoy-gryaznoy-v-respublike/ (дата обращения: 03.09.2022).

[14] Гурьянов С. Не надо грязи: почему в Дагестане продолжаются отравления. URL: https://iz.ru/1129448/sergei-gurianov/ne-nado-griazi-pochemu-v-dagestane-prodolzhaiutsia-otravleniia (дата обращения 03.09.2022).

[15] Анна Сергеевна Дашкова – аспирант 4 курса кафедры уголовного права РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

[16] Кузнецова Н.И. Острые грани уголовно-экологической политики. URL: https://www.criminologyclub.ru/home/forthcoming-sessions/448-ekologicheskayakriminologiya (дата обращения: 03.09.2022).

[17] Писарева А. Золотая жила: что воруют из автомобилей каршеринга. URL: https://iz.ru/1089567/anastasiia-pisareva/zolotaia-zhila-chto-voruiut-iz-avtomobilei-karsheringa (дата обращения: 03.09.2022).

[18] Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=3275831080&req=doc&rnd=NWFPSw&base=LAW&n=425340#gC69OGTTvO7qyFZZ (дата обращения: 26.08.2022); Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/a32709e0c5c7ff1fe749497ac815ec0cc22edde8/ (дата обращения: 26.08.2022); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 01.09.2022).

[19] Милюков С.Ф., Мухамбетов Ф.Н. Экологические преступления: теория и практика правоприменения: монография. СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2020. 172 с.

[20] Сергей Фёдорович Милюков – доктор юридических наук, профессор, соучредитель, почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, профессор кафедры уголовного права РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

[21] Кузнецова Н.И. Острые грани уголовно-экологической политики. URL: https://www.criminologyclub.ru/home/forthcoming-sessions/448-ekologicheskaya-kriminologiya (дата обращения: 31.08.2022).

[22]Милюков С.Ф. Военно-полевая криминология и её влияние на уголовное законодательство // Совершенствование законодательной и правоприменительной практики в сфере уголовно-правовых наук в современных условиях: дискуссионные вопросы: Межд. научн.-практич. конф.: 9-10 июня 2022 года. Тула-Хюэ. Тула: Изд-во ТулГУ, 2022. С. 122–129.

[23]Милюков С.Ф., Никуленко А.В. Причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во «Юрид. центр», 2020. 768 с.; Милюков С.Ф., Зуева Ю.В. Необходимая оборона в системе мультиправового института самозащиты (доктрина, практика, техника): монография / под ред. В.М. Баранова. М.: Проспект, 2021. 144 с.

[24] Дмитрий Анатольевич Шестаков – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; соучредитель и президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, заведующий криминологической лабораторией Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

[25] Кузнецова Н.И. Острые грани уголовно-экологической политики. URL: https://www.criminologyclub.ru/home/forthcoming-sessions/448-ekologicheskaya-kriminologiya (дата обращения: 31.08.2022).