Регистрация/Вход

Последнее обновление

29.03.2017
Президент России

Наши коллеги

Академия финансовой полиции
Кафедра криминологии, конфликтологии и социологии

Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Криминологический анализ агрессии против Ливии
16.06.2011 06:37

А.П. ДАНИЛОВ*

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АГРЕССИИ ПРОТИВ ЛИВИИ

 

1. Естественное движение к революции или провокация гражданской войны? Фабула событий в Ливии (февраль – июнь 2011 года)

Начало гражданской войне в Ливии положил вооружённый конфликт между государственной властью, в лице главы государства, и её противниками – вооружёнными отрядами оппозиционеров, поддерживаемых странами западной «демократии».

16 февраля 2011 года на востоке Ливии в городе Бенгази агрессивно настроенная толпа, воспользовавшись удобным поводом для организации беспорядков, – арестом одного из правозащитников, собралась у здания местной администрации, требуя его освобождения. Затем демонстранты, вооружённые бутылками с зажигательной смесью,  призывая к отставке правительства, направились к центру города.

17 февраля (этот день получил название «День гнева») массовые антиправительственные выступления развернулись уже в нескольких городах: Бенгази, Бевида, Зентан, Ружбан, Дерна. Ливийская правозащитная организация Human Right Solidarity, штаб-квартира которой находится в Женеве (!), сообщала о 13 жертвах протестов. После Дня гнева уличные волнения захлестнули все города Киренаики – область в Северной Африке.

18 февраля восставшие, сломив сопротивление полиции, установили контроль над городом Аль-Байда. Уличные бои шли и в Бенгази, где 18 февраля была сожжена местная радиостанция, а к 20 февраля, после того как пала военная база в центре, город оказался под полным контролем восставших. Расквартированные в Бенгази части ливийской армии перешли на сторону мятежников. Глава МВД Ливии генерал армии Абдель Фаттах Юнес порвал с М. Каддафи и призвал армию переходить на сторону протестующих.

Располагаясь на берегу Средиземного моря, Бенгази имеет выгодное стратегическое положение. По всей видимости, Бенгази изначально отводилась роль оплота оппозиции, форпоста разрушительных для страны сил на случай неудачи мятежа в столице. Именно здесь возникнет оппозиционное правительство – Национальный совет Ливии, сюда будут поступать международная помощь и «гуманитарные» грузы для мятежников, здесь будет продаваться ливийская нефть, за счёт чего оппозиция получит постоянную финансовую подпитку.

Революционные события в Ливии развивались крайне быстро: от стадии недовольства правительством до вооружённого мятежа в высших эшелонах государственной власти прошло всего 5 дней. Столь стремительное раскручивание конфликта может свидетельствовать о неестественности его природы, так как глобальные социальные изменения для своего самостоятельного (не организованного надгосударственной властью) созревания требуют длительных временных рамок.

Отметим следующие факты в ливийской февральской революции: создание повода для провокации массовых беспорядков, развязывание конфликта и его усиление, стихийное и организованное вовлечение широких масс населения в гражданскую войну, переход высших должностных лиц государства на сторону мятежников. По всей видимости, мы можем говорить об одном из антинародных преступлений,[1] организованном ГАП,[2] – провокации гражданской войны в Ливии, угрожающей целостности страны, безопасности основной части населения, не принимающей участия в уничтожении собственного государства.

В подобных условиях обязанностями государства являются наведение порядка на территории страны и привлечение к ответственности тех, кто был виновен в совершении преступлений против государственной власти. Однако правомерные действия ливийского руководства были показаны почти всеми мировыми СМИ, крайне заинтересованными в расширении конфликта (для того сейчас многие и существуют), как преступления против собственного народа тоталитарного режима полковника Каддафи и квалифицированы Советом Безопасности ООН как преступления против человечности (см.: преамбула Резолюции 1973 СБ ООН от 17.03.2011)!

Роль средств массовой информации в зарождении и развитии конфликта подлежит особому изучению. Отмечу, что западные и многие подконтрольные им африканские и арабские СМИ действовали с большей пропагандистско-информационной эффективностью, значительно обогнав ливийские в споре за освещение «истинной» картины происходящего. Победа в информационной войне досталась пятой власти Запада, которая в большой степени преуспела очернить государственную власть Ливии, приписав ей сотни преступлений против мирного населения, в том числе, расправы над демонстрантами. Данное видение ливийских событий было навязано миллионам жителей всех континентов.

20 февраля международному сообществу с полагающимися в этих случаях кровавыми приукрашиваниями была преподнесена информация, необходимая для продолжения антиливийского сценария. Из пулемётов была, якобы, расстреляна мирная демонстрация. В результате «расправы», по сообщениям телеканала Аль-Джазира, со ссылкой на ливийских, финансируемых почему-то Западом, правозащитников погибли около 200 человек, около 800 получили ранения.

Владимир Чамов (теперь уже бывший посол России в Ливии) буквально на следующий день заявил, что данная информация не соответствует действительности. К сожалению, национально ориентированных российских должностных лиц, без страха оглашающих реальную информацию о творящемся беззаконии, подлости, предательстве, уничтожении России, ликвидируют[3] или как минимум увольняют.[4] Чамов заявил о своём непонимании позиции руководства РФ, которое, как мы видим, оставило многомиллиардные вложения в ливийскую экономику, деньги российского народа на растерзание западной коалиции, не поддержало (фактически предало) своего стратегического и экономического партнёра. Сразу после своего заявления Чамов был уволен!

Недавно таким же образом поступили с пресс-секретарём ФМС Константином Полтораниным, который совершенно объективно озвучил мысль о том, что для России крайне важен вопрос «выживания белой расы». После своего заявления он сразу же лишился своей должности, которую занимал на протяжении шести лет, был подвержен острой критике и обвинениям в фашизме…[5]

22 февраля мятежники распространили свою власть на город Тобрук. К 24 февраля вся Киренаика перешла под полный контроль мятежников. 26 февраля мятежники провозгласили в Бенгази временное правительство Ливии, во главе которого стал бывший министр юстиции страны Мустафа Мухаммед Абдель-Джалил.

Уже 10 марта Франция объявила, что отныне считает данный орган, объединяющий противников Каддафи, единственным законным представителем Ливии на международном уровне. Мало того, президент Франции Н. Саркози предложил лидерам Евросоюза прямо вмешаться в гражданскую войну в этой стране и нанести авиаудары по контролируемым Каддафи территориям. В этот же день и Европарламент признал переходный Национальный совет Ливии единственной легитимной властью в стране. Соответствующая резолюция была одобрена подавляющим большинством голосов в заключительный день работы сессии Высшего законодательного органа ЕС в Страсбурге.[6] Отмечу трагическую для Ливии роль Франции: именно это европейское государство первым выступало со всеми инициативами, одобрениями, признаниями. Именно французские ВВС первыми вторглись в ливийское воздушное пространство и начали бомбардировку суверенного государства.

Вспоминая о том, что Россия совсем недавно смогла заключить выгодные многомиллиардные контракты в Ливии в обмен на то, что Франция ушла с этого рынка, получив взамен от России не столь привлекательные проекты, напрашивается мысль, что французское руководство знало о предстоящих глобальных событиях на африканском континенте и к ним готовилось. Сейчас же Франция обеспечивает возврат имущества, лишь ненадолго оставленного попользоваться, получая двойной выигрыш. А России…

С 6 по 17 марта ливийским правительственным войскам удалось навести частичный порядок в стране: был возвращён государственный контроль над городами Бин-Джавад, крупным нефтеперерабатывающим центром Рас-Лануф, Бреги, Адждабии. 17 марта бои завязались на окраинах оплота мятежников – городе Бенгази, занятие которого правительственными войсками было сорвано только из-за международного давления (Резолюции СБ ООН № 1973 от 17 марта) и прямой иностранной интервенции (агрессия).

19 марта Н. Саркози, после принятия Советом безопасности ООН Резолюции 1973, собрал в Париже лидеров Лиги Арабских Государств, Евросоюза и ООН, видимо, оглашая план дальнейших действий. В этот же день ВВС Франции нанесли первые удары по территории Ливии, уничтожив несколько единиц военной техники. Не заставив себя долго ждать, к операции против Ливии присоединились силы ВМС США и Великобритании, выпустив с кораблей ВМС более ста ракет «Томагавк» по объектам ливийской ПВО.

В то время как представители стран ООН заявляли об обеспечении беспилотной зоны над Ливией и уничтожении исключительно объектов оборонного значения, а также военной техники, используемой Каддафи для противодействия оппозиции, ими в действительности производились удары по гражданским объектам и нефтехранилищам в крупных городах: Триполи, Бенгази, Сирте, Тархуна, Маамура, Жмейл, Зуваре. Атаки «миротворцев» приводили к гибели мирного населения, многие получили ранения. В результате авиаударов пострадали дороги, мосты, другая инфраструктура гражданского назначения.

Рано утром (!) 20 марта ВВС западной коалиции продолжили наносить авиа и ракетные удары по столице Ливии. Американские бомбардировщики атаковали главный ливийский аэродром, сбросив на него 40 бомб. Путём постановки на рейд более 20 боевых кораблей и подводных лодок страны западной коалиции установили морскую блокаду Ливии.

И на сегодняшний день (15.06.2011) идёт в Ливии неравный бой (точнее, расправа), всё больше погружая её в пучину гуманитарной катастрофы, приближая обессиленную страну, осознающую свою полную беззащитность и совершенную беспомощность перед мировым «демократическим» сообществом, к новой экономико-политической колонизации глобальными наднациональными игроками-космополитами.

2. Уголовно-правовая оценка действий членов ООН (подробную уголовно-правовую оценку см.: Д.А. Шестаков. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения)[7]

2.1. Нарушение членами ООН принципов международного права. Военная кампания против Ливии является ярким примером нарушения основополагающих начал международного права – принципов деятельности ООН, закреплённых в её уставе. Среди нарушенных следующие:

А) Одной из главных целей ООН является поддержание международного мира и безопасности. С этой целью осуществляется принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира (ч. 1. ст. 1 Устава ООН).

Б) В Уставе ООН закрепляется, что все её члены разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость (ч. 3 ст. 2).

В) Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций (ч. 4 ст. 2 Устава ООН).

Г) Устав ООН ни в коей мере не даёт ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства и не требует от членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава (ч. 7 ст. 2 Устава ООН).

2.2. Организаторы агрессивной войны. Нельзя не согласиться с Д.А. Шестаковым, что конкретных организаторов агрессии установить крайне непросто, но все они являются представителями надсоциальной страты финансово-банковской олигархии.[8]

2.3. Исполнители агрессивной войны. Военная кампания членов ООН против Ливии является одним из преступлений против международного мира – агрессивной войной. Её исполнителями являются главы государств-агрессоров, министры иностранных дел, руководство вооружёнными силами:

- США (бомбардировки Ливии, блокада портов);

- Бельгия (бомбардировки Ливии, блокада портов);

- Турция (бомбардировки Ливии, блокада портов).

- Италия (бомбардировки Ливии, предоставление своих военных баз);

- Франция (бомбардировки Ливии);

- Великобритания (бомбардировки Ливии);

- Норвегия (бомбардировки Ливии);

- Дания (бомбардировки Ливии);

- Нидерланды (бомбардировки Ливии);

- Испания (бомбардировки Ливии);

- Катар (бомбардировки Ливии);

- ОАЭ (бомбардировки Ливии);

- Канада (бомбардировки Ливии);

- Греция (предоставление своих военных баз).

2.4. Пособники агрессивной войны. Голосуя «за», а также не используя своё право «вето» во время процедуры принятия Резолюции 1973, только лишь на словах и на бумаге заявляя о своей решимости обеспечить защиту гражданского населения и мест его проживания, члены СБ ООН приняли участие (в виде пособничества) в подготовке агрессивной войны.[9]

Участниками агрессивной войны, пособствующими таковой, также являются члены ООН, Лиги Арабских государств, в лице глав государств, ратифицировавших Резолюцию 1973 и/или фактически выполняющие её положения в части обеспечения запрета на полёты, соблюдения эмбарго на поставку оружия в Ливию, замораживания активов.

Видя то, как трактуются исполнителями агрессии положения Резолюции 1973, иные государства должны были бы воздержаться от любого «прикосновения» к данному документу и исполнения его норм. Однако, Австралия, Япония и иные страны ратифицировали Резолюцию. Выполняя её требования в части замораживания активов, Швейцария арестовала банковские счета ливийского государства, М. Каддафи и его сторонников на сумму 960 млн долларов,[10] обескровливая ливийскую экономику в условиях международной агрессии, тем самым облегчая её совершение.

Согласно ст. 4 Резолюции 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года перечень актов агрессии, указанных в данной Резолюции, не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию. Как мне кажется, действия высших лиц государств, направленные на поддержку и всестороннее обеспечение мятежников, должны квалифицироваться СБ ООН, с учетом ст. 4 Резолюции 3314, как агрессия против Ливии!

Участием в агрессии является обучение и подготовка ливийских мятежников, поставка им вооружения и военной техники. Резолюция 1973 запрещает пребывание иностранных оккупационных сил в любой форме на любой части ливийской территории. Однако руководство сил специального назначения США и Египта направило в Ливию своих инструкторов для обучения ливийских повстанцев. Кроме того, из Египта в Ливию поставлялось вооружение для мятежников, от США ливийские повстанцы получают реактивные установки, управлять которыми их учат американские инструкторы.[11] Высшие должностные лица США и Египта должны быть привлечены к ответственности за участие в агрессии. А в международном уголовном праве, по моему мнению, следует установить ответственность за военную поддержку сил, выступающих против легитимной власти, в том числе, в виде поставок вооружения и инструктажа.

В условиях, когда всё чаще мировое сообщество, не имея на то права, вмешивается во внутренние дела суверенных государств, заслуживает поддержки предложение Д.А. Шестакова об установлении в системе международных уголовно-правовых норм новых составов преступления: «вмешательство в формирование органов власти суверенных стран»[12] и «политическое признание нелегитимной власти, противостоящей власти легитимной в суверенном государстве».[13]

3. Опасность для России и мира ливийского прецедента

3.1. Аналогия сценария. Антиливийская кампания, по всей видимости, является репетицией вторжения под благим предлогом защиты прав и свобод  граждан на территории иных государств с «недемократическими» правовыми режимами, в том числе и в Россию.

3.2. Возможный рецидив преступных резолюций. В подобной ситуации, когда за наведение порядка в стране и попытку сохранить её целостность лидер государства объявляется военным преступником,[14] первым лицам нашей страны стоит серьёзно задуматься о собственной безопасности. Вспоминая декабрьские события на Манежной площади,[15] мы можем предположить возможность принятия международным сообществом, обеспокоенным состоянием законности в нашей стране и соблюдением ею демократических норм, резолюции, подобной Резолюции 1973, уже в отношении российского государства. Её предшественницей, по всей видимости, является Резолюция Европарламента от 17.02.2011 года «О верховенстве закона в РФ»,[16] посягающая на самостоятельное осуществление Россией своих прав, оказывающая на неё политическое давление. Стоит усомниться в соблюдении членами Совета Безопасности и иными представителями ООН духа справедливости в своей нормотворческой деятельности и подумать об альтернативе таковой организации,[17] если реальная альтернатива в условиях однополярного мира будет возможна.

3.3. Стратегическая потеря. Уже совершенно не утаивается правда о событиях в Ливии, обличающая Запад в совершённых им преступлениях. Появляются данные об истинных причинах американской агрессии против этой страны. По словам Пола Крэйга Робертса – бывшего замминистра финансов США в администрации Рональда Рейгана – основной удар Америки направлен отнюдь не против Ливии, а против России и Китая. «Мы не хотим свергать правительство Бахрейна или в Саудовской Аравии, где оба правительства применяют в отношении протестующих насилие, потому что они являются нашими марионетками, а в Бахрейне у нас есть крупная военно-морская база. Мы хотим свергнуть Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, потому что хотим выгнать Китай и Россию из Средиземноморья».[18]

3.4. Установление глобального контроля над нефтяными запасами и валютой международных расчётов. Американская государственная модель требует всё больше ресурсов. В то же время Муаммар Каддафи заявляет претензии в отношении юрисдикции доллара США, считая, что расчёты за поставляемую Ливией нефть не должны быть привязаны к этой валюте. Россия также настаивает на отвязке от доллара в расчётах за нефть и газ. Ливийский лидер поплатился за своё желание, шедшее вразрез с волей глобального режиссёра.

 



* Андрей Петрович Данилов – кандидат юридических наук, заместитель президента Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия).

© А. П. Данилов, 2011

[1] Данилов А.П. Декабрьская провокация гражданской войны в России // Сайт Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. URL: http://www.criminologyclub.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49:2011-02-14-07-53-21&catid=10:osobo-znachimye-prestupleniya&Itemid=22 (дата обращения: 21.05.2011).

[2] Шестаков Д.А. Постлиберальный статус криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – 2009. –  № 2(17). – С. 13–21.

[3] См.: Шестаков Д.А., Данилов А.П. Тезисы о политических убийствах в современной России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. –  2010. № 1(18). – С. 192–199.

[4] Сайт «Московский комсомолец» // URL: http://www.mk.ru/politics/article/2011/03/23/575076-quotrezhim-kaddafi-mozhet-proderzhatsya-trichetyire-mesyatsaquot.html (дата обращения: 25.03.2011).

[5] Сболтнул лишнего // URL:  http://lenta.ru/articles/2011/04/21/laraceblanche/ (дата обращения: 13.06.2011).

[6] Сайт «Взгляд. Деловая газета» // URL: http://vz.ru/politics/2011/3/10/474701.html (дата обращения: 21.05.2011).

[7] См.: Шестаков Д.А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения // http://www.criminologyclub.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2011-06-09-13-32-05&catid=10:osobo-znachimye-prestupleniya&Itemid=1 (дата обращения: 13.06.2011).

[8] См.: Шестаков Д.А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения//http://www.criminologyclub.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2011-06-09-13-32-05&catid=10:osobo-znachimye-prestupleniya&Itemid=1 (дата обращения: 13.06.2011).

[9] См.: Шестаков Д.А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения//http://www.criminologyclub.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2011-06-09-13-32-05&catid=10:osobo-znachimye-prestupleniya&Itemid=1 (дата обращения: 13.06.2011).

[10] Швейцария заморозила миллиард долларов Каддафи и Мубарака // URL:  http://lenta.ru/news/2011/05/03/swiss/ (дата обращения: 13.06.2011).

[11] США начинают в Ливии тайные наземные операции // URL: http://news.mail.ru/politics/5634111/ (дата обращения: 13.06.2011).

[12] Шестаков Д.А. Журналу «Криминология: вчера, сегодня, завтра» – пять лет. Интервью Г.А. Янковской // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. – 2006. № 1(10). – С. 11–15; его: Противодействие глобальному злу как предмет общей криминологической теории // XX международный балтийский криминологический семинар. Санкт-Петербург 29 июня – 1 июля 2007. Информация. Краткая программа. Тезисы докладов. – СПб., 2007. – С. 47.

[13] См.: Шестаков Д.А. Агрессия против суверенной Ливии, набросок формул обвинения//http://www.criminologyclub.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2011-06-09-13-32-05&catid=10:osobo-znachimye-prestupleniya&Itemid=1 (дата обращения: 13.06.2011).

[14] Международный уголовный суд попросили арестовать Каддафи // URL: http://lenta.ru/news/2011/05/16/icc/ (дата обращения: 21.05.2011).

[15] См.: Данилов А.П. Декабрьская провокация гражданской войны в России // Сайт Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. URL: http://www.criminologyclub.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49:2011-02-14-07-53-21&catid=10:osobo-znachimye-prestupleniya&Itemid=22 (дата обращения: 21.05.2011).

[16] Сайт Объединённого демократического движения «Солидарность» // URL:  http://democrat-spb.ru/2011/03/03/rezolyuciya-evroparlamenta-ot-170211-o-verxovenstve-zakona-v-rf/ (дата обращения: 21.05.2011).

[17] См.: Шестаков Д.А. Мир без США // http://www.criminologyclub.ru/ (дата обращения: 13.06.2011).

[18] Сайт «Русская народная линия». Мы хотим избавиться от русских и китайцев // URL: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/04/29/my_hotim_izbavitsya_ot_russkih_i_kitajcev/ (2011.05.11)